Выбрать суд

При каких условиях военнослужащий может быть обеспечен служебным жилым помещением?
Военнослужащий может быть обеспечен служебным жилым помещением лишь при условии отсутствия в месте прохождения им военной службы или в близлежащих населенных пунктах жилого помещения в собственности, пользовании или владении.

Недопустимо восстановление жилищных прав военнослужащих посредством возложения на органы военного управления и должностных лиц обязанностей, не отнесённых в соответствии с законом к их компетенции.

Для определения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения, в том числе при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, установлению подлежат обстоятельства, связанные с фактическим проживанием всех членов семьи в занимаемом (занимаемых) жилых помещениях и основаниями вселения. В случае несовпадения избранного военнослужащим места жительства с населённым пунктом, где он проходит военную службу, применению подлежит учётная норма, установленная органом местного самоуправления по избранному месту жительства.

Получение военнослужащим от государства земельного участка для индивидуального жилищного строительства начиная с 1 января 2005 г. свидетельствует о реализации социальной гарантии из числа тех, установленных в жилищной сфере для военнослужащих, которые могут быть реализованы однократно.

Военнослужащий, оставивший предоставленное ему ранее от Министерства обороны России жилое помещение бывшей супруге и детям не вправе претендовать на повторное получение жилого помещения от военного ведомства.

Военнослужащие, в результате действий которых возможность пользования предоставленным ранее жилым помещением утрачена либо возникли препятствия к реализации такой возможности, не обладают правом требования об обеспечении их служебным жильём в том же населённом пункте.

Предусмотренное в качестве условия для предоставления военнослужащим дополнительных гарантий в жилищной сфере требование о необходимости представления документов об освобождении жилого помещения и его сдаче направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий за счёт государства.  

Отмена жилищной комиссией своего решения о распределении военнослу-жащему жилого помещения является нарушением его жилищных прав и противоречит нормам жилищного законодательства.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения таких намеренных действий.

Отсутствие в населённом пункте по месту прохождения военной службы в собственности, в том числе ранее, и в пользовании других жилых помещений наделяет военнослужащего правом быть обеспеченным по месту службы служебным жилым помещением и состоять в соответствующем списке до обеспечения таким жилым помещением в соответствии с требованиями закона.


Если военнослужащий по месту прохождения военной службы имел в собственности жилое помещение и утратил его ввиду собственных добровольных действий, основания для признания его в данном населённом пункте нуждающимся в служебном жилом помещении и для выплаты ему денежной компенсации за наём жилого помещения, отсутствуют.

Граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.

Социальная гарантия в виде обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства предоставляется указанным в законе категориям военнослужащих, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, только при увольнении с военной службы.

Приобретение супругой военнослужащего в период брака в собственность жилого помещения на денежные средства, подаренные ей родственниками, не лишает возможности военнослужащего после расторжения брака в установленном порядке и при наличии оснований реализовать право на получение жилого помещения от федерального органа государственной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Военнослужащие, обеспеченные в период военной службы жилым помещени-ем специализированного фонда в общежитии и признанные нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не мо-гут быть уволены с военной службы без предоставления жилья (получения жилищной субсидии) без их согласия.


Член семьи военнослужащего, зарегистрированный в предоставленной ему служебной квартире, но фактически длительное время с ним не проживающий, не может быть признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением совместно с военнослужащим.

При отсутствии возможности предоставить военнослужащим жилые помещения в населенных пунктах, в котором располагаются воинские части, законом предусмотрена возможность реализация права военнослужащего на жилище путём предоставления таких жилых помещений в других близлежащих населенных пунктах.

Обязанность жилищных органов, осуществляющих принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, самостоятельно запрашивать документы, необходимые для принятия гражданина на учет, прямо предусмотрена ч. 4 ст. 52 ЖК РФ.

Совместное проживание в жилом помещении и вселение лица в качестве члена семьи является самостоятельным основанием для признания его лицом, имеющим право на улучшение жилищных условий, и обращения в суд для установления факта нахождения на иждивении не требует.

Обеспечение военнослужащих органов военной прокуратуры и членов их семей жилыми помещениями осуществляется за счет средств федерального бюджета по нормам и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации для военнослужащих, с учетом особенности, установленной абз. 1 п. 4 ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, не вправе претендовать на обеспечение жильём для постоянного проживания в избранном месте, не совпадающем с местом прохождения военной службы, до увольнения с военной службы.  

В случае получения сведений о том, что военнослужащему или членам его семьи принадлежат на праве собственности жилые помещения, распределенное ему жилое помещение не может быть предоставлено и распределяется другому военнослужащему.  

Военнослужащий, распорядившийся предоставленным во время военной службы жилым помещением и не имеющий возможности его сдать, права на повторное обеспечение жильем для постоянного проживания не имеет.

При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь этого жилого помещения.

Снятие с учёта военнослужащего, нуждающегося в жилом помещении, по основаниям, предусмотренным п. 2, 6 ч. 1 ст. 56 ЖК Российской Федерации, должно подтверждаться материалами дела.

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Если военнослужащий распорядился полученным ранее от государства жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права на повторное предоставление жилья по договору социального найма в порядке, определённом ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», даже по истечении срока, предусмотренного ст.53 ЖК РФ.

При прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением сохраняется за бывшими членами его семьи, имевшими в момент приватизации равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим.

Вопрос предоставления жилья военнослужащим, подлежащим увольнению с военной службы по достижении предельного возраста, должен быть решен не ранее, чем за шесть месяцев до истечения срока соответствующего контракта.

Участие в приватизации жилого помещения в несовершеннолетнем возрасте не во всех случаях является основанием для повторного обеспечения военнослужащего жилым помещением от государства.

Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г., то есть до введения в действие Жилищного кодекса РФ, не могут быть с него сняты в случае, если основания, которые до указанной даты давали им право на получение жилых помещений, не отпали.

Фактическое проживание военнослужащего в квартире, принадлежащей на праве собственности его супруге, не может свидетельствовать об обеспеченности его жилым помещением, поскольку установленным порядком в это жилое помещение он вселен не был и право пользования им не приобрел.

Отсутствие сведений о направлении военнослужащему решения жилищного органа может являться основанием для восстановления истцу срока обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий этого жилищного органа.

Изменение в судебном порядке даты исключения военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, из списков личного состава воинской части может являться основанием для постановки им вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства и после увольнения с военной службы по льготному основанию.

Наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках является основанием для признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений только при возможности сдачи указанной жилой площади.

При решении вопроса о том, имеет ли военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, на получение жилого помещения в избранном месте жительства при увольнении по льготному основанию, суду необходимо устанавливать факт реальной сдачи ранее предоставленного ему от государства
жилого помещения.

Перечисление военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, – участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения при увольнении с военной службы учтённых на его именном накопительном счёте денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений исключает возможность изменения им способа обеспечения жильём при повторном поступлении на военную службу.

Прохождение членом семьи военнослужащего, состоящего на жилищном учете, военной службы по контракту в ином населённом пункте при условии сохранения регистрации по месту жительства, не может безусловно свидетельствовать о том, что он перестал являться членом семьи собственника и утратил право пользования жилым помещением.

Обеспеченность военнослужащего и членов его семьи жилым помещением для постоянного проживания ниже учетной нормы, в том числе в близлежащем к месту прохождения военной службы населенном пункте, не может являться основанием для включения их в список на предоставление служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы.

Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены семей, ранее обеспеченные жилым помещением от военного ведомства, сохраняют право на улучшение жилищных условий в случае, если их ухудшение произошло не в результате их намеренных действий или злоупотребления правом.

Прекращение супругой военнослужащего права пользования жилым помещением в связи с выездом к месту прохождения мужем военной службы при вступлении в брак не является действием по намеренному ухудшению жилищных условий.

Служебные жилые помещения предоставляются членам семьи военнослужащего лишь при документальном подтверждении факта совместного проживания.  

Признание военнослужащего утратившим право пользования  жилым помещением по решению суда в связи с прекращением семейных отношений с собственником жилого помещения признано обстоятельством, дающим военнослужащему  право на обеспечение служебным жилым помещением на основании части 2 статьи 99 ЖК РФ.  

Решение о принятии военнослужащего на учет нуждающихся в жилых помещениях отменено, поскольку оно было принято без проверки жилищных условий всех членов его семьи.  

Совместное проживание с военнослужащим является обязательным условием для обеспечения жилым помещением членов его семьи.

Поскольку между военнослужащим и уполномоченным органом фактически сложились жилищные правоотношения по пользованию жилым помещением на условиях найма служебного жилого помещения, отсутствие самого договора не дает права на предоставление другого служебного жилого помещения.

Вывод о незаконности приказа об увольнении военнослужащего с военной службы без обеспечения жилым помещением признан необоснованным, поскольку он сделан без учета недобросовестного поведения военнослужащего, препятствующего реализации своих жилищных прав.  

Действия военнослужащего, связанные с прекращением права пользования жилым помещением по месту жительства в целях получения служебного жилого помещении в близлежащем населенном пункте по месту службы, свидетельствуют о злоупотреблении правом и влекут правовые последствия, предусмотренные статьей 10 ГК РФ.  

Расторжение брака между супругами-военнослужащими и перерегистрация одного из них с прежнего места жительства на адрес воинской части, не дают ему оснований для предоставления еще одного служебного жилого помещения дополнительно к ранее полученному.  

При определении состава членов семьи военнослужащего, имеющих право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» следует руководствоваться нормам Жилищного и Семейного кодексов РФ.

Оставление военнослужащим жилого помещения, полученного от государства, бывшим членам семьи не является основанием для повторного обеспечения его жильем в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

При решении вопроса о предоставлении военнослужащему жилого помещения по избранному месту жительства подлежит учету находящееся в собственности членов его семьи жилое помещение, являющееся общим имуществом супругов.

Военнослужащие, являющиеся в свою очередь членами семьи военнослужащего, имеют право на обеспечение жилыми помещениями по одному основанию.

Военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, уволенный с военной службы по истечении срока контракта о прохождении военной службы, не имеет права на дополнительную общую площадь жилого помещения.

Право на получение дополнительной общей площади жилого помещения по своему характеру является льготой, предоставляемой названной в законе категории военнослужащих с учетом их особого правового статуса.

В период прохождения военной службы за пределами территории Российской Федерации военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., подлежат обеспечению жилыми помещениями по месту военной службы.    

Поскольку на дату исключения военнослужащего из списков части общая продолжительность его военной службы составляла менее 20 лет и он был уволен не по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а по иному основанию, то основания для признания его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социально найма, отсутствовали.    

Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.

Решение вопроса об увольнении военнослужащего по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо о заключении нового контракта, а следовательно, решение о постановке его на жилищный учет по избранному месту жительства, принимается за шесть месяцев до истечения срока действия ранее заключенного контракта.

Заключение военнослужащим контракта сверх предельного возраста пребывания на военной службе не является основанием для снятия его с учета нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства.

Избрание гражданами постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания их нуждающимися в жилых помещениях.  

Договор купли-продажи, в котором указано о нахождении жилого помещения в состоянии, непригодном для проживания, не может подменять соответствующее решение органа местного самоуправления или заключения межведомственной комиссии созданной для определения пригодности жилья к проживанию.

Проживающие с военнослужащим совершеннолетние дети, не обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, также имеют право на обеспечение жилым помещением совместно с ним.

При отказе военнослужащего от предоставленного по нормам, предусмотренным ч. 1 ст. 105 ЖК РФ, жилого помещения в общежитии основания для выплаты ему компенсации за наем (поднаем) жилого помещения отсутствуют.

Военнослужащий, обеспеченный общежитием, имеет право на улучшение жилищных условий посредством предоставления служебного жилого помещения по установленным нормам.

Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма по месту военной службы.

При рассмотрении уполномоченным органом вопроса о признании военнослужащего нуждающимся в жилом помещении возможно вынесение только одного из двух решений: о принятии на соответствующий учет либо об отказе в этом.

Отказ военнослужащего от участия в приватизации жилого помещения и последующий выезд из него в другое место жительства в связи с прохождением военной службы не являются обстоятельствами, исключающими признание его нуждающимся в жилом помещении.

Заключение военнослужащим, находящимся на учете нуждающихся в жилых помещениях, брака с гражданином, в собственности которого имеется жилое помещение, не может свидетельствовать об изменении (улучшении) жилищных условий военнослужащего, если он не вселялся в жилое помещение супруга в качестве члена семьи.

Включение в договор найма служебного жилого помещения условия о невозможности регистрации военнослужащего по месту жительства в таком помещении противоречит действующему законодательству.

Право на дополнительную жилую площадь, предусмотренное п. 8  ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», сохраняется лишь за офицерами в воинском звании полковник, ему равном и выше, уволенными с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Иные категории военнослужащих право на дополнительную жилую площадь имеют только в период прохождения военной службы.

В случае заключения уволенным с военной службы гражданином, имеющим общую продолжительность военной службы менее 20 лет, нового контракта о прохождении военной службы он подлежит снятию с жилищного учёта по прежнему месту её прохождения.

При предоставлении военнослужащему жилого помещения необходимо руководствоваться нормами предоставления, предусмотренными ст. 15.1 Федерального Закона «О статусе военнослужащих».

Военнослужащий, уволенный с военной службы с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения, обоснованно снят с жилищного учета после изменения состава семьи, поскольку на каждого проживающего в квартире стало приходиться более учётной нормы общей площади жилого помещения.

В случае добровольного вселения в благоустроенное жилое помещение и проживания в нём по договору  краткосрочного найма с уполномоченным органом на период до заключения договора социального найма того же жилого помещения оснований для восстановления военнослужащего на жилищном учёте не имеется.  

В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» при получении жилого помещения по избранному месту жительства военнослужащий и члены его семьи обязаны представить документы о сдаче жилья и снятии с регистрационного учёта по прежнему месту жительства.

Сам по себе факт регистрации гражданина в принадлежащем иному лицу жилом помещении, в которое он не вселялся и не проживает, не свидетельствует об обеспеченности жилым помещением в качестве члена семьи собственника этого жилого помещения.
    

Вывод суда о наличии оснований для отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении после своевременного представления военнослужащим недостающих документов признан ошибочным.
    

Решение жилищной комиссии об отказе в предоставлении военнослужащему жилого помещения признано законным, поскольку у последнего в порядке наследования возникло право собственности на жилое помещение.
        

Право пользования жилым помещением, предоставленным по договору социального найма, в которое гражданин вселен в качестве члена семьи нанимателя, сохраняется до выезда из него и снятия с регистрационного учета по месту жительства.

Предоставление жилья по избранному месту жительства возможно лишь при наличии обязательства о сдаче ранее предоставленного по договору социального найма жилого помещения.

В случае увольнения по истечении срока контракта военнослужащие, подлежащие обеспечению на весь период военной службы жильем для постоянного проживания, вправе претендовать на жилье лишь по месту прохождения военной службы.

Переход права собственности на жилое помещение, в которое военнослужащий вселен в качестве члена семьи собственника, при отсутствии со стороны нового собственника препятствий для проживания  в нем, не свидетельствует об утрате права пользования этим жилым помещением.

Военнослужащий, вселенный собственником в жилое помещение по месту службы в качестве члена семьи, снявшись с регистрационного учета по месту жительства и выехав из этого жилья по личным мотивам, не имеет права на получение служебного жилого помещения.

Невыполнение военнослужащим обязанности по фактическому освобождению им жилого помещения является препятствием к выдаче ему справки о сдаче жилого помещения.

Военнослужащие – преподаватели, проходящие военную службу не на воинских должностях в учебных военных центрах при гражданских учебных учреждениях не могут претендовать на дополнительную общую площадь жилого помещения.
    

Недееспособный гражданин, опекуном которого назначен военнослужащий, в случае их совместного проживания может претендовать на обеспечение жильем в составе в качестве члена семьи этого военнослужащего.

Военнослужащий, распорядившийся жилым помещением, предоставленным ему общественным объединением в рамках оказания социальной поддержки военнослужащим (сотрудникам) министерств и ведомств Российской Федерации за счет средств добровольных пожертвований, имеет право претендовать на обеспечение жильем от военного ведомства.


Член семьи военнослужащего не имеет права на повторное обеспечение жилым помещением от военного ведомства, если ранее в качестве члена семьи обеспечивался жильем от государства и не может его сдать.


При наличии исключительных обстоятельств военнослужащий, уволенный с военной службы, может поставить вопрос об обеспечении его жилым помещением от военного ведомства.
    

Распоряжение жилым помещением, не соответствующим учетной норме площади жилого помещения, не исключает возможности нахождения военнослужащего-гражданина на жилищном учете.


Военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в том числе в связи с изменением порядка пользования жилыми помещениями.

Сам по себе факт регистрации военнослужащего в принадлежащем иному лицу жилом помещении, в котором он не проживает, не свидетельствует об обеспеченности жилым помещением в качестве члена семьи собственника этого жилого помещения.

Военнослужащий, распорядившийся по своему усмотрению ранее полученным от государства жилым помещением, не вправе требовать повторного предоставления ему жилого помещения по договору социального найма.

Справка о необеспеченности жилым помещением не может быть выдана жилищным органом военнослужащему, который фактически был обеспечен жильем, при этом нарушение порядка вселения для решения вопроса об оформлении данной справки определяющим обстоятельством не является.

Справка о сдаче жилого помещения оформляется жилищным органом при наличии достоверных сведений о фактическом освобождении жилого помещения военнослужащим и совместно проживающими с ним членами его семьи.

Избрание военнослужащим места постоянного после увольнения жительства, отличного от места прохождения военной службы, является самостоятельным основанием для принятия на жилищный учет лишь в случае, когда военнослужащий установленным порядком подтвердил намерение сдать занимаемое им по договору социального найма жилое помещение.

Военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий, в результате которых на них стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями.

Предоставление в собственность военнослужащему или членам его семьи  земельного участка для строительства жилого дома до 1 марта 2005 г. не является основанием для снятия их с жилищного учета.

Военнослужащий, обеспеченный жилым помещением по договору социального найма менее учетной нормы, имеет право на улучшение жилищных условий за счет военного ведомства с учетом ранее предоставленного ему жилого помещения.

Требование жилищного органа о предоставлении военнослужащим документов о сдаче ранее предоставленного ему жилого помещения, реальная возможность сдачи которого не утрачена, на этапе разрешения вопроса о принятии его учет для обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства является незаконным.

Справка о сдаче жилого помещения оформляется жилищным органом при наличии достоверных сведений о фактическом освобождении жилого помещения военнослужащим и совместно проживающими с ним членами его семьи.

Военнослужащие, принятые на жилищный учет, обязаны сообщать в жилищные органы об изменении сведений в ранее представленных документах, подтверждающих право быть принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Оплата излишков общей площади предоставленного жилого помещения возможна только на добровольной основе.

Военнослужащий, обеспечивавшийся от военного ведомства жильем и разделивший после расторжения брака с бывшими членами семьи лицевые счета, не утратил право на получение жилого помещения по договору социального найма от военного ведомства, поскольку не лишен возможности сдачи комнаты соответствующей учетной норме, выделенной в его пользование.

К членам семьи военнослужащего, имеющим право на предоставление жилого помещения совместно с ним, относятся также и проживающие с ним дети в возрасте старше 18 лет, не обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения.

При определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарная общая площадь всех жилых помещений, занимаемых военнослужащим и членами его семьи по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.

Офицеры органов военной прокуратуры, избравшие способ обеспечения жильем от военного ведомства в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и не входящие перечень лиц, указанных в п. 2 ст. 15.1. этого Закона, право на дополнительную площадь за счет средств военного ведомства не имеют.

Проживание военнослужащего в качестве члена семьи собственника в жилом помещении, соответствующем учетной норме, исключает возможность обеспечения его жилым помещением в избранном постоянном месте жительства.

Правом выбора формы реализации жилищных прав военнослужащие могут воспользоваться до предоставления им жилых помещений.

Выселение военнослужащего по своей инициативе из жилого помещения, в которое он был вселен в качестве члена семьи собственника жилого помещения, свидетельствует о совершении им намеренных действий, препятствующих принятию на жилищный учет в течение пяти лет.

Действия военнослужащего, не принявшего при расторжении брака мер для выделения супружеской доли жилого помещения, свидетельствуют о намеренном ухудшении жилищных условий.

Военнослужащий, который реализовал право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», и не может представить документы о его освобождении, право на повторное обеспечение жилым помещением за счет военного ведомства не имеет.

Получение военнослужащими от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, исключает возможность последующего принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Внесение изменений в законодательство, которым военнослужащим, заключившим первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, предоставлено право на получение при увольнении жилого помещения в собственность бесплатно, не является основанием для принятия решений о предоставлении в собственность жилых помещений, которые уже были предоставлены по договорам социального найма. Такие жилые помещения передаются военнослужащим в собственность в порядке приватизации.

Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.

Обеспеченность военнослужащего и членов его семьи жилым помещением по месту службы, возможность сдачи которого не утрачена, не препятствует принятию их на учет для обеспечения жилым помещением в избранном постоянном месте жительства после увольнения с военной службы, отличном от места прохождения военной службы.
        

Военнослужащий и члены его семьи, решившие при увольнении с военной службы изменить место жительства, вправе состоять на жилищном учете для получения жилого помещения в ином регионе, являясь при этом нанимателями жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным нормам.

Совершеннолетние дети военнослужащего, проживающие совместно с ним, относятся к членам его семьи, имеющим право на обеспечение жилым помещением.

Обращение военнослужащего в соответствующий орган жилищного обеспечения о принятии на учет для обеспечения жилым помещением по избранному после увольнения месту жительства в год, предшествующий достижению им предельного возраста пребывания на военной службе, не является преждевременным.
    

За гражданами, принятыми на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, до 1 марта 2005 года, право состоять на данном учёте сохраняется до получения ими таких жилых помещений или до выявления оснований для снятия их с учёта.

Право выбора порядка обеспечения жилым помещением при увольнении с военной службы принадлежит самому военнослужащему, а не командованию.

Члены семьи военнослужащего могут быть признаны нуждающимися в жилом помещении от военного ведомства только после признания нуждающимся самого военнослужащего.

При расчете уровня обеспеченности жилым помещением необходимо учитывать всех членов семьи собственника жилого помещения.

Случаи, когда ухудшение жилищных условий и появление оснований для нуждаемости возникли по воле гражданина, являются обстоятельствами, исключающими в последующем обеспечение таких граждан бесплатным жильем.

Вывод суда о наличии или отсутствии у военнослужащего и членов его семьи права на имеющиеся и имевшиеся у них объекты недвижимого имущества должен основываться на сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Федеральным законом «О статусе военнослужащих» не предусмотрено ограничения права военнослужащего на обеспечение жилым помещением в избранном месте жительства в зависимости от того, сколько раз он увольнялся с военной службы.

Оснований для обеспечения служебным жилым помещением военнослужащего, состоящего в списках очередников для получения жилого помещения для постоянного проживания в избранном им после увольнения месте жительства, совпадающем с местом прохождения им военной службы, и подлежащего увольнению с военной службы по возрасту не имеется.
    

Регистрация военнослужащих по адресу воинской части производится на основании положений ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и предусмотрена только для военнослужащих, состоящих на учете для обеспечения жилыми помещениями по месту военной службы.

Распоряжение женой военнослужащего жилым помещением, не являющимся совместной собственностью супругов, в которое военнослужащий не вселялся, не является намеренным ухудшение жилищных условий для принятия на жилищный учет такого военнослужащего.

Сведения о регистрации военнослужащего по месту жительства должны оцениваться наряду с другими доказательствами его нуждаемости в жилье, а регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения.

Военнослужащему в связи с увольнением с военной службы может быть передано в собственность бесплатно не только жилое помещение в целом, но и изолированная комната.

Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, в том числе членам семей военнослужащих – граждан Российской Федерации.

Военнослужащий, отказавшийся в пользу членов своей семьи от участия в приватизации ранее предоставленной государством квартиры, площадью менее учетной нормы, не может считаться реализовавшим свое право на обеспечение жилым помещением в полном объеме.

Выезд военнослужащего из квартиры в связи с перемещением его к новому месту военной службы в другой населённый пункт, а также его отказ от участия в приватизации жилого помещения, в котором он совместно с бывшими членами его семьи на тот момент не проживал, не является сознательным ухудшением им  жилищных условий с намерением приобрести право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Граждане, уволенные с военной службы и имеющие общую продолжительность военной службы менее 20 лет, состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях до заключения ими нового контракта о прохождении военной службы.

Обращение бывшего военнослужащего после увольнения с военной службы в региональное управление жилищного обеспечения с заявлением о принятии на жилищный учет само по себе не может являться основанием для отказа в принятии на такой учет.

Передача в дар принадлежавшей военнослужащему на праве собственности доли жилого помещения, общая площадь которой с учетом состава его семьи была менее учетной нормы, не является основанием для отказа в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.  

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Предоставление жилья в собственность бесплатно при увольнении с военной службы предусмотрено для военнослужащих, имевших право на обеспечение в период военной службы только служебным жильем. А вот военнослужащие, имевшие право на обеспечение в период прохождения военной службы жилым помещением для постоянного проживания, могут реализовать свое право на получение в собственность занимаемого жилья в порядке приватизации.

Военнослужащий, не обеспеченный жильем и имеющий право до увольнения с военной службы получить жилое помещение по избранному месту жительства, до предоставления жилого помещения в избранном населенном пункте не может быть уволен.

Отсутствие возможности сдать в установленном порядке ранее предоставленное жилье, препятствует повторному предоставлению жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.

Право на предоставление жилого помещения по договору социального найма совместно с военнослужащим имеют члены его семьи, проживающие совместно с ним в общежитии.

На военнослужащих, обеспеченных служебным жильем по установленным нормам, желающих переменить при увольнении с военной службы место жительства, не распространяется социальная гарантия, препятствующая их увольнению с военной службы до обеспечения жильем.

Право военнослужащих на обеспечение жилым помещением при увольнении с военной службы должно быть реализовано до издания приказа об увольнении с военной службы. Данный вопрос не связан с порядком исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.

В случае прекращения военнослужащим семейных отношений с собственником жилого помещения за ним сохраняется право пользования этим жилым помещением при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения военнослужащий имел равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим.

Военнослужащий является членом семьи собственника жилого помещения (жены, детей, родителей) в случае совместного проживания в принадлежащем собственнику жилом помещении.
Если военнослужащий проживает в жилом помещении, собственниками которого являются другие родственники, он является членом семьи собственника, если вселен им в качестве члена своей семьи.

Военнослужащий, обеспечиваемый на весь срок военной службы служебным жилым помещением, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями имеет право на обеспечение жильем для постоянного проживания в том случае, если общая продолжительность его военной службы составляет 10 лет и более, либо по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более.

В случае оспаривания военнослужащим решения жилищной комиссии к участию в деле должны быть привлечены как жилищная комиссия, так и командир воинской части, утвердивший это решение.

Вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ.

Вопросы обеспечения военнослужащего жилым помещением при увольнении с военной службы должны разрешаться до издания приказа об увольнении и не связаны с изданием приказа об исключении уволенного военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Военнослужащий, признанный в связи с увольнением с военной службы нуждающимся в предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства, вправе изменить выбор соответствующего населённого пункта до осуществления командованием всех предусмотренных мер по реализации его жилищных прав.

Если действия и решения командования соответствуют установленному порядку реализации жилищных прав военнослужащего, то оснований для удовлетворения его заявления не имеется.

Отказ от участия в приватизации занимаемого жилого помещения не предполагает лишение права пользования этим жильём, что должно учитываться при разрешении вопроса о принятии военнослужащего на жилищный учёт.

Расторжение военнослужащим брака и прекращение семейных отношений с собственником жилья, в которое он в качестве члена семьи не вселялся, не может расцениваться как совершение намеренных действий по ухудшению жилищных условий.  

В силу статьи 53 ЖК РФ принятие на учёт в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма военнослужащих, совершивших намеренные действия, которые повлекли ухудшение их жилищных условий, допускается не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Предусмотренная законом в качестве условия для обеспечения военнослужащего жилым помещением обязанность по сдаче ранее полученного от военного ведомства жилья не находится в зависимости от оснований, по которым оно ранее предоставлялось, а также от причин и сроков утраты возможности такой сдачи.

Повторное обеспечение военнослужащего жилым помещением для постоянного проживания от ведомства, в котором он проходит военную службу, возможно при условии гарантированной сдачи ранее предоставленного этим ведомством жилья.                  

При разрешении вопроса о наличии оснований для принятия на жилищный учёт военнослужащего, обеспеченного жилым помещением, следует исходить из установленной учётной нормы. Право на дополнительную площадь не является основанием для признания нуждающимся в получении жилья.

Правом быть обеспеченными жильём для постоянного проживания за счёт государства обладают только граждане Российской Федерации.

Право на предоставление жилого помещения по договору социального найма совместно с военнослужащим имеют лица, указанные в части 1 статьи 69 ЖК РФ.

Вопрос о правомерности действий должностных лиц квартирно-эксплуатационных органов, связанных с порядком выдачи военнослужащим справок о сдаче жилых помещений, должен решаться в каждом случае с учетом конкретных фактических обстоятельств.  

Неправильное толкования судами положений ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», определяющих норму предоставления военнослужащим площади жилого помещения и пределы возможного превышения этой нормы, повлекло отмену судебных решений.  

В соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации военнослужащий имеет право на получение жилого помещения с учетом проживающих совместно с ним родителей.

По смыслу ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и жилищного законодательства военнослужащий обладает правом быть обеспеченным жилым помещением на условиях социального найма от федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, лишь единожды, в том числе в случае обеспечения его ранее жилым помещением как члена семьи другого военнослужащего.

В выдаваемой квартирными органами военнослужащим справке должен быть указан один из трех вариантов распоряжения ранее предоставленным жилым помещением, предусмотренных в приложении № 8 к Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года № 80.  

Навигация 1 - 166 из 166
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр. 
Вернуться к списку