Является ли препятствием участие в подпрограмме получения ГЖС как граждан, подлежащих отселению из военного городка реализации ими права на признание нуждающимися в получении жилья по избранному после увольнения с военной службы месту жительства?

Участие военнослужащих в подпрограмме получения государственных жилищных сертификатов как граждан, подлежащих отселению из закрытого военного городка, не препятствует реализации ими права на признание нуждающимися в получении жилья по избранному после увольнения с военной службы месту постоянного жительства.  
Решением гарнизонного военного суда отказано в удовлетворении требований Н. и других военнослужащих о включении их в пофамильный список военнослужащих  воинской части, подлежащих увольнению с военной службы, нуждающихся в 2008 году в получении жилых помещений.
В порядке надзора решение суда отменено, а дело направлено на новое рассмотрение.
В определении Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, в частности, указано, что суды первой и кассационной инстанций пришли к выводу, что заявители, требуя включить их в вышеуказанные списки, имели цель состоять в них в качестве получателей государственных жилищных сертификатов по двум основаниям одновременно.
Между тем из объяснений заявителей в ходе судебного заседания усматривается, что они фактически требовали перевода из одной категории получателей государственных жилищных сертификатов в другую.
Указанное обстоятельство должной оценки в решении гарнизонного военного суда не получило.
То обстоятельство, что заявители являются участниками подпрограммы как граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков, не препятствует удовлетворению их требований об изменении основания их участия в подпрограмме, поскольку действующее законодательство не содержит такого запрета.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим-гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего-гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.        
Этот порядок установлен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153.
В частности, в п. 11 этих Правил указано, что право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз.
Однако это не препятствует изменению основания участия в подпрограмме до реализации права на жилье посредством получения государственного жилищного сертификата.
Заявители относятся к указанной категории военнослужащих и имеют право на признание их нуждающимися в обеспечении по избранному после увольнения с военной службы месту жительства, отличному от места прохождения военной службы.
При этом их участие в программе получения государственных жилищных сертификатов как граждан, подлежащих отселению из закрытого военного городка, не препятствует реализации ими права на признание нуждающимися в обеспечении жильем путем выдачи государственных жилищных сертификатов по избранному после увольнения с военной службы месту постоянного жительства.  
<1>