В каких случаях лица, воспользовавшиеся безвозмездной субсидией на приобретение жилья, не подлежат принятию на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий?

Лица, воспользовавшиеся безвозмездной субсидией на приобретение жилья, не подлежат принятию на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, если их жилищные условия не ухудшились и состав семьи не изменился.
Прапорщик Л. проходящий военную службу по контракту с 1994 г., проживает вместе с супругой и сыном в однокомнатной квартире общей площадью 35,1 кв.м, приобретённой ими в июле 2008 г. в рамках муниципальной целевой программы «Социальная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования в городе Заречном на 2007-2010 годы» и принадлежащей им в равных долях на праве собственности.
Решением жилищной комиссии воинской части от 11 февраля 2013 г., утверждённым командиром части, Л. было отказано в постановке его и членов семьи на жилищный учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п. 2 ч. 1 ст. 54, п. 4 ч. 1 ст. 56, а также ч. 3 ст. 52 ЖК РФ.
В поданном в Пензенский гарнизонный военный суд заявлении Л. просил признать решение жилищной комиссии части незаконным и обязать командира части отменить это решение, а жилищную комиссию – повторно рассмотреть вопрос о признании его нуждающимся в жилом помещении.
Решением суда от 21 марта 2013 г. требования заявителя удовлетворены.
Судебная коллегия  Приволжского окружного военного суда по апелляционной жалобе командира воинской части решение суда отменила и в удовлетворении требований заявителю отказала,  по следующим основаниям.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из обеспеченности заявителя и членов его семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы. При этом их участие ранее в муниципальной целевой программе «Социальная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования в городе Заречном на 2007-2010 годы» и получение ими субсидии для улучшении жилищных условий, по мнению суда, не является препятствием для постановки заявителя на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
Данный вывод суда с учётом установленных судом обстоятельств основан на неправильном толковании норм материального права и является ошибочным.
Муниципальная целевая программа «Социальная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования в городе Заречном на 2007-2010 годы», разработанная на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. № 28 «О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации», утверждена решением Собрания представителей г. Заречного Пензенской области от 22 августа 2006 г. № 244.
Целью данной программы являлось решение жилищной проблемы работников бюджетной   сферы г. Заречного с использованием механизма ипотечного кредитования за счёт средств бюджета г. Заречного и бюджета Пензенской области.                                
При этом величина субсидии на приобретение или строительство жилого помещения рассчитывалась исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной в размере 18 кв. м. на одного члена семьи, состоящей из трёх и более человек.
Как следует из материалов дела, в 2008 г. семьёй заявителя в рамках вышеприведённой программы была приобретена однокомнатная квартира, расположенная в г. Заречном Пензенской области общей площадью  35,1 кв.м, принадлежащая в настоящее время заявителю, его супруге и сыну в равных долях на праве собственности.
Решением жилищной комиссии части  от 12 марта 2009 г. Л. в связи с получением мер государственной поддержки был снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях. С этого момента и до настоящего времени жилищные условия Л. не ухудшились и каких-либо изменений в составе его семьи не произошло.
Участником программы являлась супруга заявителя. При этом расчёт суммы субсидии производился ей с учётом всех членов её семьи, в том числе и заявителя, то есть исходя из 54 кв.м положенной им общей площади жилого помещения. При этом предполагалось, что в результате участия в программе они будут полностью обеспечены благоустроенным жильём по установленным нормам.
Таким образом, получив из бюджетов г. Заречного и Пензенской области безвозмездную субсидию на приобретение указанного жилья, семья Л., в том числе и он сам, реализовала своё право на улучшение жилищных условий, что в силу п. 4 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ является основанием для снятия заявителя с учёта нуждающихся в жилых помещениях.
То обстоятельство, что на предоставленные им из бюджета, а также на полученные по кредитному договору денежные средства они, по утверждению заявителя, смогли приобрести лишь однокомнатную квартиру, правового значения не имеет, поскольку денежные средства выдавались им из расчета 54 кв.м., они были информированы об условиях программы, при этом заявитель, имея право в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» на обеспечение жилым помещением непосредственно через орган исполнительной власти, где он проходил военную службу, добровольно изъявил желание на участие в муниципальной программе.
При таких обстоятельствах жилищная комиссия части обоснованно отказала заявителю в постановке его с составом семьи 3 человека на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
<45>