При каких условиях бездействие быть признано незаконным?

Бездействие может быть признано незаконным лишь при условии, если оно проявляется в невыполнении органом военного управления или воинским должностным лицом обязательств, возложенных на них законом и иными нормативными правовыми актами.
Г.Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия начальника ЗРУЖО по принятию решения о предоставлении ему жилищной субсидии, в котором просил возложить на ЗРУЖО обязанность принять такое решение.
Удовлетворяя иск, Псковский гарнизонный военный суд указал, что нормативный правовой акт, регулирующий процедуру выплаты субсидии, не содержит ограничений для принятия решения о предоставлении ее исходя из очередности постановки военнослужащего на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Кроме того, суд указал, что административным ответчиком не доказано отсутствие доведенных лимитов бюджетных обязательств, предназначенных для перечисления жилищной субсидии военнослужащим либо наличие иных препятствий для принятия решения о предоставлении Г.Д.В. названной субсидии.
Окружной военный суд не согласился с доводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно приведенным в абзаце 4 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснениям, к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Из материалов дела видно, что в январе 2013 года Г.Д.В. был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а в июле 2014 года направил в территориальное отделение ЗРУЖО (г. Псков) заявление об избрании формы обеспечения жильем в виде получения жилищной субсидии. На основании этого заявления в единый реестр были внесены изменения.
После представления в жилищный орган соответствующих документов, подтверждающих право на жилищную субсидию, Г.Д.В. был извещен о том, что документы проверены и приняты к исполнению, а денежные средства будут перечислены ему в порядке очередности и после доведения лимитов бюджетных ассигнований.
Расценивая этот сообщение ЗРУЖО как проявление бездействия, суду следовало указать, каким нормативным правовым актам оно не соответствует, и от выполнения какого обязательства уклоняется этот орган жилищного обеспечения военнослужащих. Однако таких сведений суд в решении не привел.
Между тем, установленный законодательством регламент предоставления субсидии должностными лицами ЗРУЖО нарушен не был, а предпринятые ими меры соответствовали объему их полномочий и возможностей, установленных «Порядком предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы», утвержденным приказом Министра обороны РФ от 21 июля 2014 № 510.
Названный Порядок регулирует вопросы предоставления субсидии военнослужащим, указанным в абзацах 3 и 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также гражданам РФ, уволенным с военной службы, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях в Министерстве обороны РФ.
Из содержания пунктов 10 и 11 «Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма», утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, следует, что учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, ведется по очередности исходя из даты принятия их на учет. По такому же принципу очередности осуществляется и предоставление жилых помещений.
По смыслу приведенных нормативных правовых актов, выплата субсидии для приобретения или строительства жилого помещения также должна производиться с учетом даты принятия военнослужащего на указанный учет, поскольку в силу части 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» субсидия является одной из форм обеспечения жильем, а поэтому порядок ее предоставления не может выходить за рамки общего правила, основанного на принципе очередности.
Как верно указал гарнизонный военный суд в обжалуемом судебном акте, основанием для принятия уполномоченным органом решения о выплате жилищной субсидии является поступление информации о доведении лимитов бюджетных обязательств до управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны РФ по субъектам РФ уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа).
Из материалов дела следует, и это не оспаривалось сторонами, что выделенные на предоставление субсидии денежные средства по состоянию на 02 декабря 2015 года израсходованы уполномоченным органом полностью, при этом в очереди на получение субсидии состоит свыше тысячи военнослужащих, имеющих право на её получение ранее Г.Д.В.
Таким образом, у уполномоченного органа не имелось оснований для принятия решения о предоставлении Г.Д.В. субсидии, а поэтому вывод суда первой инстанции о незаконности бездействия ЗРУЖО по принятию такого решения является ошибочным.
Поскольку суд первой инстанции неправильно истолковал закон, а изложенные в решении выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела, окружной военный суд отменил решение и принял новое решение об отказе в иске.
[53]