Может ли бесплатное получение военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, до 1 марта 2005 года от органов местного самоуправления земельного участка для ИЖС являться основанием для отказа в принятии его на жилищный учет?

Бесплатное получение военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, до 1 марта 2005 года от органов местного самоуправления земельного участка для индивидуального жилищного строительства не может являться основанием для отказа в принятии его на жилищный учет при условии, если с момента отчуждения построенного на этом земельном участке жилого дома истек срок, установленный ст. 53 ЖК РФ.
К., проходящий военную службу с 1985 г., в том числе с 1988 г. – в воинском звании «прапорщик», состоявший на учете нуждающихся в жилых помещениях с 2008 г., а с 2011 г. в Едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, в августе 2014 года обратился в жилищный орган с заявлением, в котором просил предоставить ему субсидию для приобретения жилого помещения, однако в его удовлетворении было отказано, а административный истец снят с жилищного учета на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
В обоснование принятого решения было положено то, что административному истцу, как военнослужащему, в 2000 г. был предоставлен под индивидуальное жилищное строительство в аренду, а затем в 2004 г. и в собственность, земельный участок площадью 1000 кв.м. в пос. Н. Тамбовского района Тамбовской области, который вместе с построенным на нём за счет личных средств жилым домом, общей площадью 77,6 кв.м., были им отчуждены 14 ноября 2006 г.
Поскольку в 2000 г. К. правом на бесплатное получение земельного участка для строительства жилья воспользовался как военнослужащий, руководитель жилищного органа пришел к выводу о том, что он не может повторно быть обеспечен жильем от Министерства обороны РФ даже через 5 лет после его отчуждения в 2006 г., и на основании п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ жилищная комиссия воинской части не имела законных оснований принимать К. в 2008 г. на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилья.
К. оспорил указанные действия руководителя жилищного органа в Тамбовском гарнизонном военном суде, который в удовлетворении административного искового заявления отказал.
При этом суд первой инстанции подтвердив правильность решения жилищного органа, пришел к выводу, что К. не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения в порядке определенном статьей 15 Закона, даже по истечении срока, предусмотренного статьей 53 Жилищного кодекса РФ.
Между тем, такой вывод суда основан на неправильном применении норм материального права.
Действительно, абз. 15 пункта 1 статье 15 Закона, закрепляющий гарантию на получение земельного участка военнослужащими, проходящими военную службу по контракту либо уволенными с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо по состоянию здоровья, следует рассматривать как один из способов реализации гражданами, поименованными в данной норме и признанными в установленном порядке нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями, права на жилье.
При этом в силу пункта 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей.
Между тем, в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., снимаются с данного учёта по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно частям 1 и 2 статьи 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Снятие с жилищного учета военнослужащих-граждан в случае предоставления им земельного участка для строительства жилого дома Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., не предусматривалось.
Следовательно, поскольку правоотношения, связанные с предоставлением административному истцу органом местного самоуправления земельного участка, возникли до 1 марта 2005 г., то есть до вступления в силу Жилищного кодекса РФ, то пункт 5 части 1 статьи 56 этого закона в качестве основания для снятия К. с жилищного учета в связи с предоставлением ему в 2000 г. земельного участка применим быть не может.
Однако в силу части 3 статья 6 Жилищного кодекса РФ, согласно которой в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие, а также с учетом требований статьи 53 ЖК РФ отчуждение административным истцом в 2006 г. жилого дома, построенного им за счет личных средств на вышеуказанном участке, препятствовало признанию его нуждающимся в обеспечении жилым помещением в течение последующих пяти лет.
Таким образом, принятое жилищным органом в 2011 г. решение о принятии административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, требованием действующего законодательства не противоречило. Напротив, решение о снятии административного истца с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях нельзя признать обоснованным.
При таких данных судебная коллегия решение суда первой инстанции отменила, удовлетворив административное исковое заявление К..
<62>