Что засчитывается в общую продолжительность военной службы кандидата на получение государственного жилищного сертификата?

В общую продолжительность военной службы кандидата на получение государственного жилищного сертификата включается   продолжительность военной службы по контракту и службы  в органах внутренних дел РФ, содержащихся за счет средств федерального бюджета.
    

Решением ФГКУ «Западрегионжилье» А. отказано в признании  его участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по Министерству обороны РФ.

В заявлении в суд А. просил признать  данное решение незаконным, обязать ответчика отменить его и повторно рассмотреть вопрос о включении его и членов семьи в состав участников подпрограммы. В обоснование иска указано, что истец подлежит увольнению с военной службы по состоянию здоровья, стаж его военной службы  с учетом службы в органах внутренних дел составляет более 20 лет, а поэтому имеет право на получение государственного жилищного сертификата на основании статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств  по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством «государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Суд первой инстанции отказал в иске полностью и указал в решении, что А. не имеет права на получение сертификата, поскольку продолжительность его  военной службы составляет менее 10 лет. Включение в неё периода службы в органах внутренних дел  не предусмотрено Положением о порядке прохождения военной службы, имеющим большую юридическую силу над постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, допускающим взаимозачет срока службы военнослужащих и сотрудников внутренних дел.

Ленинградский окружной военный суд отменил решение по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, А. с  1 октября 1995 года по  27 октября 2014 года проходил службу в отделе МВД России по Тетюшскому району Республики Татарстан, закончив ее в должности заместителя начальника отдела-начальника полиции, которая содержалась за счет федерального бюджета. С 9 апреля 2015 года он проходит военную  службу по контракту, по заключению военно-врачебной комиссии признан  ограниченно годным к военной службе, подал рапорт командованию об увольнении с военной службы по состоянию здоровья и заявление в ФГКУ «Западрегионжилье» о предоставлении государственного жилищного сертификата.

Согласно абзацу четвертому пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим-гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по состоянию здоровья, в последний год военной службы Министерством обороны РФ по желанию военнослужащего-гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном месте жительства в порядке, определяемом Правительством РФ.

В целях определения этого порядка  постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 утверждены «Правила выпуска и реализации  государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств  по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством «государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В абзаце втором подпункта «а» пункта 5 Правил указано, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют военнослужащие, имеющие право на получение сертификата в соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих». При этом пунктом 10 Правил предусматривается включение в общую продолжительность военной службы суммарной продолжительности военной службы по контракту и службы  в органах внутренних дел РФ, содержащихся за счет средств федерального бюджета.

Поскольку А. отвечал критериям продолжительности военной службы и основанию увольнения,  установленным  в названных нормативных правовых актах,  он имел право на получение государственного жилищного сертификата в целях приобретения жилого помещения в избранном месте жительства.

Вывод суда об отсутствии у него данного права основан на применении нормы материального права, не подлежащей применению. Суд не учел, что предметом судебного разбирательства по данному делу являются правоотношения в сфере  обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, регулируемые специальным нормативным правовым актом, который в исчерпывающем виде установил основания и порядок предоставления государственного жилищного сертификата, включая расчет продолжительности военной службы. В связи с этим не подлежал применению пункт 7 статьи 3 Положения о порядке прохождения военной службы, на  который ссылался суд в решении, поскольку установленный этой нормой расчет общей продолжительности военной службы предназначен к использованию в иных целях, не связанных с реализацией жилищных прав военнослужащих посредством государственного жилищного сертификата.

Никаких оснований для расширительного толкования пункта 10 названных Правил, а также для вывода о его несоответствии предписаниям  пункта 7 статьи 3 Положения о порядке прохождения военной службы, у суда не имелось. Этот вывод  суда противоречит правовой позиции, изложенной в «Обзоре судебной практики окружных (флотских) военных судов по гражданским и административным делам в 2016 году», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 19 июля 2017 года.

При таких обстоятельствах окружной военный суд  отменил решение вследствие неправильного применения норм материального права и принял новое решение об удовлетворении иска полностью на основании имеющихся в деле доказательств.
[59]