Зачитывается ли период службы в органах внутренних дел в общую продолжительность военной службы для целей реализации военнослужащим права на участие в НИС?

Возможности зачета периода службы в органах внутренних дел в общую продолжительность военной службы для целей реализации военнослужащим права на  участие в НИС действующим законодательством не предусмотрено.
    Обеспечение увольняемого по возрасту военнослужащего жилищной субсидией возможно лишь при наличии у него общей продолжительности военной службы не менее 10 лет

К. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором оспорил действия начальника и жилищной комиссии Пограничного управления, связанные с отказом в выплате ему жилищной субсидии и исключением из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее – НИС), просил обязать командование обеспечить его жилым помещением по установленным нормам.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
С таким решением суд апелляционной инстанции согласился, указав следующее.
По делу установлено, что в 2014 году К. включен в реестр участников НИС. В феврале 2017 года он уволен с военной службы по возрасту и исключен из списков личного состава, при этом общая продолжительность его военной службы составила менее десяти лет. С 1993 по 1995 годы и с 2000 по 2011 годы К. проходил службу в органах внутренних дел.
В соответствии с п. 1 ст. 35 Закона РФ от 11 февраля 1993 года № 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе», под военной службой понимался особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности. При этом к другим войскам относились пограничные войска, внутренние войска, войска Министерства безопасности Российской Федерации, войска правительственной связи, обеспечивающие связь с органами военного управления, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба определена как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях.
Следовательно, служба в органах внутренних дел не является прохождением военной службы и ранее таковой также не являлась.
В силу подп. «а» п. 2 ст. 10 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника,  является увольнение по достижении предельного возраста пребывания на военной службе военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет десять лет и более. При этом согласно п. 3 ст. 9 указанного Федерального закона одним из оснований для исключения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, из реестра участников является увольнение его с военной службы.
Возможности зачета периода службы в органах внутренних дел в общую продолжительность военной службы для целей реализации военнослужащим права на обеспечение жилым помещением посредством участия в НИС действующим законодательством не предусмотрено.
Поскольку общая продолжительность военной службы К. составила менее десяти лет, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у него права на использование накоплений и правомерности действий командования, направленных на исключение его из реестра участников НИС.
Помимо того, что у К. отсутствовала необходимая общая продолжительность военной службы, он не состоял на жилищном учете.
Более того, в соответствии с п. 15 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на военнослужащих-граждан, проходящих военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» являющихся участниками НИС, и членов их семей действие абзаца двенадцатого п. 1 ст. 15 настоящего Федерального закона не распространяется.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии оснований для обеспечения К. жилищной субсидией также является правильным.<41>