ЗАДАТЬ ВОПРОС
Прапорщик У,, проходящий военную службу по контракту с 5 марта 2010 года (ранее в течение 15 лет проходил службу в органах МВД РФ и ГУФСИН РФ), заключивший 23 апреля 2013 года второй (новый) контракт о прохождении военной службы до достижения предельного возраста пребывания на военной службе (до 24 ноября 2018 года), с 15 июля 2016 года (даты присвоения воинского звания прапорщик) включён в реестр участников накопительно-ипотечной системы  (далее – НИС), о чём 5 июля 2017 года получил соответствующее уведомление жилищного органа.
Полагая, что к моменту достижения предельного возраста пребывания на военной службе он будет иметь выслугу в воинском звании прапорщик менее трёх лет, и в этой связи не приобретёт право на обеспечение жилым помещением как участник НИС, с целью реализации своего жилищного права по иным основаниям он обратился к командиру войсковой части 35020 с рапортом  об исключении из реестра участников НИС, в чём ему было отказано.
Считая свои права нарушенными, У. обратился с административным исковым заявлением в Иркутский гарнизонный военный суд, решением которого от 10 августа 2017 года это заявление было удовлетворено. Суд, признав незаконными вышеуказанные действия командира воинской части, возложил на это должностное лицо и должностное лицо жилищного органа обязанности по оформлению и направлению необходимых документов для исключения У. из реестра участников НИС.
Окружной военный суд данное решение 17 октября 2017 года отменил в связи с неправильным применением норм материального права (неправильным истолкованием закона), исходя из следующего.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу п. 15 ст. 15 этого же Федерального закона военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На указанных военнослужащих-граждан и членов их семей не распространяется действие абзаца двенадцатого пункта 1, пунктов 13, 14, 16 - 19 настоящей статьи, а также абзацев второго и третьего пункта 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Как определено п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», к участникам накопительно-ипотечной системы относятся прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, которые заключили первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года и общая продолжительность военной службы по контракту которых по состоянию на 1 января 2005 года составляла не более трех лет, могут стать участниками, изъявив такое желание.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2016 года № 812-О, взаимосвязанные положения п. 3 ч. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 9 этого Федерального закона устанавливают две категории прапорщиков и мичманов, которые в зависимости от времени заключения первого контракта о прохождении военной службы (до или после 1 января 2005 года) становятся участниками накопительно-ипотечной системы - или в силу самого факта достижения определенной выслуги лет, или же посредством подачи заявления об участии в накопительно-ипотечной системе. При этом согласно абз. второму п. 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» на военнослужащих - участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих не распространяется действие ряда положений статей 15 и 23 указанного Федерального закона, регламентирующих иные виды жилищных гарантий для военнослужащих. Соответственно, прапорщики и мичманы, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, обладают - в отличие от прапорщиков и мичманов, заключивших такой контракт после этой даты, - правом выбора вида жилищных гарантий, предусмотренных федеральными законами «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» и «О статусе военнослужащих», и данный выбор реализуется ими посредством волеизъявления, что и учтено в оспариваемой норме.
С учётом приведённых правовых норм и позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации, следует прийти к выводу о том, что прапорщики и мичманы, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года и имеющие выслугу три года, при наличии к тому оснований не имеют права выбора способа обеспечения жилым помещением кроме как путём участия в НИС.
Поскольку У. заключил первый контракт о прохождении военной службы в 2010 году, а воинское звание прапорщик ему присвоено 15 июля 2016 года, с указанной даты он в силу п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» является участником НИС и в отличие от прапорщиков, заключивших первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, не обладает правом выбора формы жилищного обеспечения. При этом предыдущая служба У. в органах МВД РФ и ГУФСИН РФ в силу действующего законодательства не подлежит зачёту в срок военной службы, а учитывается лишь при назначении пенсии.
Кроме того, в мотивировочной части данного судебного решения в обоснование его принятия неверно применена ссылка на определение Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2016 года № 201-КГ16-39 по административному делу по административному исковому заявлению З., пример которого помещён в обзоре практики рассмотрения военными судами дел о реализации прав на участие в НИС жилищного обеспечения военнослужащих и членов их семей, утверждённый Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 января 2016 года.
Как следует из данного примера, капитан З. заключил первый контракт о прохождении военной службы в 2001 году, то есть до 1 января 2005 года, в связи с чем (в отличие от приведённого выше примера с прапорщиком У. ), обладал правом выбора формы жилищного обеспечения.
84

С нами Вы сможете купить квартиру в Краснодаре






  • консультацию о стоимости и наличии квартир в новостройках Краснодара, которые можно купить по программе "Военная ипотека"
  • консультацию об оформлении новостройки по военной ипотеке
ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ