На что влияет участие члена семьи военнослужащего в НИС в силу прямого законодательного запрета?

Участие члена семьи военнослужащего в НИС в силу прямого законодательного запрета не позволяет военнослужащему претендовать на получение жилой площади квартиры с учетом этого члена семьи в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Сын С. в 2007 году окончил военное образовательное учреждение профессионального образования и с 1 августа того же года проходит военную службу по контракту в городе С., является участником НИС жилищного обеспечения военнослужащих, служебным жильем не обеспечен.
Решением жилищной комиссии воинской части в октябре 2013 года сын С. снят с жилищного учета для обеспечения жилым помещением совместно с заявителем и С. предоставлена однокомнатная квартира на состав семьи 2 человека (на него и супругу) без учета сына.
Данное решение С. оспорил в судебном порядке.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявления отказано. Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, судебная коллегия указала следующее.
Согласно ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Из анализа положений ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность бесплатно или по договору социального найма.
За военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях или военных образовательных организациях высшего образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что военнослужащий после окончания обучения в военном образовательном учреждении и по истечении пяти лет военной службы подлежит обеспечению жильем на общих основаниях федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с п. 15 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» являющимся участниками НИС, выделяются денежные средства на приобретение жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом на указанных военнослужащих и членов их семей не распространяется действие абз. 12 п. 1, пп. 13 и 14 ст. 15, а также абз. 2 п. 1 ст. 23 настоящего Федерального закона.
В связи с этим участие сына С. в НИС в силу прямого законодательного запрета не позволяло заявителю претендовать на получение общей площади жилого помещения с учетом сына как члена семьи заявителя в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
<20>