Законно ли увольнение военнослужащего, проживающего по месту военной службы на служебной жилой площади в аварийном доме?

Увольнение военнослужащего, проживающего по месту военной службы на служебной жилой площади в аварийном доме, признано незаконным.
Бывший военнослужащий старший мичман Ш. обратился в Балтийский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия Министра обороны РФ и командира части, связанные с увольнением его с военной службы и исключением из списков личного состава части без предоставления жилого помещения по избранному месту жительства.
Гарнизонный военный суд отказал Ш. в удовлетворении заявления на том основании, что он проживает в выделенном ему воинской частью служебном жилье.
Рассмотрев дело по апелляционной жалобе заявителя, Балтийский флотский военный суд установил следующее.
Согласно абзацу 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие-граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 данного Федерального закона.
Указанная норма федерального закона, запрещающая увольнять определённые категории военнослужащих до предоставления им жилья, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жильё по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспеченности жильём по установленным нормам по последнему месту военной службы, то есть в населённом пункте, где дислоцирована воинская часть.
Положениями этой же нормы закона предусмотрено, что при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Таким образом, абзац 2 п. 1 ст. 23 указанного федерального закона, являясь одной из гарантий жилищных прав военнослужащих, устанавливает запрет на увольнение указанных в нём военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, без их согласия до обеспечения жильём именно по месту военной службы.
Между тем из материалов дела следует, что в 2004 г. Ш. обратился с рапортом о предоставлении ему служебного жилья и ему было предоставлено служебное помещение, приспособленное для временного проживания военнослужащих и членов их семей в воинской части в пос. Морское Зеленоградского района Калининградской области, где он и проживает до настоящего времени. Зарегистрирован Ш. по адресу части.
Как установил суд первой инстанции, договора о найме Ш. занимаемого служебного помещения с филиалом «Калининградский» ОАО «Славянка», которая обслуживает дом, не имеется.
В соответствии со справкой командира части от 14 июля 2000 г. дом, в котором проживает Ш., в установленном порядке признан комиссией аварийным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции было установлено, что дом, в одном из помещений которого проживает Ш., до настоящего времени не ремонтировался и является аварийным.
Из материалов данного дела следует, что Ш., подлежащий увольнению по возрасту, с 23 ноября 2009 г. находился в распоряжении командира воинской части в связи с необеспеченностью постоянным жилым помещением по установленным нормам по месту службы и в 2010 г. планировался к увольнению в запас после обеспечения жильём.
Согласно выписке из единого реестра Министерства обороны Российской Федерации по жилью военнослужащих, Ш. до настоящего времени состоит в списках нуждающихся в получении жилья по избранному месту жительства в городах Санкт-Петербурге и Кронштадте.
С учётом всех приведённых данных суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об ошибочности решения гарнизонного военного суда о том, что право заявителя на обеспечение жильём не нарушено, поскольку он до увольнения с военной службы был обеспечен по месту службы служебным жилым помещением по установленным нормам, в связи с чем указанное решение отменил и принял новое решение, которым признал приказы Министра обороны  Российской Федерации об увольнении Ш. с военной службы и исключении его из списков личного состава части незаконными и обязал указанное воинское должностное лицо их отменить, восстановить Ш. на военной службе до обеспечения жильём по установленным нормам.
<45>