В каких случаях отказ от жилищной субсидии может повлечь увольнение военнослужащего с военной службы по льготному основанию без его согласия до обеспечения жилым помещением либо субсидией?

Отказ от жилищной субсидии может повлечь увольнение военнослужащего с военной службы по льготному основанию без его согласия до обеспечения жилым помещением либо субсидией только в случаях, когда такая форма жилищного обеспечения была избрана им изначально, либо если он отказался, начиная с 1 января 2014 года, от предложенного жилого помещения, расположенного по месту прохождения военной службы или по избранному до 1 января 2014 года месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством, или изъявил, начиная с 1 января 2014 года, желание изменить избранное до указанной даты место жительства.

Г. с 13 октября 2006 г. был признан нуждающимся в жилом помещении в избранном месте жительства в г. Б., а приказом командующего войсками Западного военного округа (далее – командующий) от 21 марта 2013 г. освобожден от занимаемой должности и зачислен в распоряжение начальника 000 базы хранения военной техники и имущества материально-технического обеспечения (далее – база) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.
Ссылаясь на отсутствие жилых помещений для постоянного проживания в избранном истцом месте жительства (г. Б.), подлежащих распределению военнослужащим, состоящим на жилищном учете, начальник отделения (территориальное, г. К.) Западного регионального управления жилищного обеспечения (далее – отделение) в 2014 – 2015 годах неоднократно направлял в адрес Г. уведомления о готовности предоставить субсидию для приобретения или строительства жилого помещения (далее – жилищная субсидия) в избранном месте жительства. Однако согласия на получение жилищной субсидии тот не выразил, настаивая на предоставлении ему жилого помещения по избранному месту жительства.
25 апреля 2016 г. командованием базы по результатам беседы с Г.ым был составлен акт об отказе в получении жилищной субсидии, на следующий день он представлен к увольнению с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона, то есть в связи с организационно-штатными мероприятиями, приказом командующего от 31 мая 2016 г. уволен с военной службы по указанному основанию с оставлением на учете нуждающихся в жилых помещениях и приказом того же должностного лица от 22 июня 2016 г. исключен из списков личного состава базы.
Г. оспорил в К.ом гарнизонном военном суде названные приказы, однако в удовлетворении требования о восстановлении на военной службе ему было отказано.
Отказывая Г.у в удовлетворении требований об отмене оспариваемых приказов и восстановлении на военной службе, суд первой инстанции сослался на абз. 3 пункта 1 статьи 15, пункт 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Закон) и, установив факт отказа истца от жилищной субсидии, пришел к выводу, что его согласия на увольнение с военной службы без предоставления жилого помещения не требовалось.
Однако такой вывод основан на неправильном толковании норм материального права, что повлекло отмену решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.
Действительно, согласно абз. 2 - 3 пункта 1 статьи 23 Закона в случаях, если военнослужащие отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащих - граждан, пребывания их в отпуске, в служебной командировке и иных обстоятельств, объективно исключающих возможность представления указанных документов (в том числе времени проведения мероприятий, связанных с получением военнослужащими - гражданами указанных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, уполномоченных на выдачу таких документов), согласия таких военнослужащих - граждан на увольнение с военной службы по льготным основаниям без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется.
Однако суд первой инстанции оставил без внимания, что в силу статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 405-ФЗ, которым в Закон внесены изменения и введена жилищная субсидия, вступившего в силу с 1 января 2014 года, указанные военнослужащие, выбравшие населенный пункт в качестве избранного места жительства в целях обеспечения их жилыми помещениями до указанной даты, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, избранных местом жительства до этой даты.
Указанным военнослужащим, отказавшимся начиная с 1 января 2014 года от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим, начиная с названной даты, желание изменить избранное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Из материалов дела следовало, что Г. избранную им форму жилищного обеспечения в виде предоставления жилого помещения по избранному месту жительства со времени принятия его на жилищный учет в 2006 году не изменял, равно как не изъявлял желания изменить избранное им место жительства (город Белгород), а также не давал своего согласия на увольнение с военной службы до предоставления ему жилья, предназначенного для постоянного проживания. Отсутствовали в деле и данные о распределении истцу каких-либо жилых помещений в г. Б. или Белгородской области.
Таким образом, следующие обстоятельства, а именно: направление начальником отделения уведомлений о готовности предоставить Г.у жилищную субсидию, согласия на которую он не давал и которую не избирал в качестве формы жилищного обеспечения, отсутствие жилых помещений для постоянного проживания в избранном им месте жительства (г. Б.) и отказ истца от получения жилищной субсидии, не могут служить основанием для увольнения истца с военной службы без предоставления жилья.
В связи с изложенным требования административного истца о восстановлении на военной службы судом второй инстанции удовлетворены.
<62>