Подлежит ли военнослужащий увольнению с военной службы в связи с утратой доверия к нему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении?

Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы в связи с утратой доверия к нему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае непредставления им сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Д. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, оспорив решение аттестационной комиссии и приказы об увольнении его с военной службы в связи с утратой доверия и исключении из списков личного состава воинской части.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано. Оставляя данное решение без изменения, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Военная служба осуществляется в публичных интересах, а лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем предопределяется их специальный правовой статус, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанности по отношению к государству. В связи с этим законодатель вправе предъявлять особые требования к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в том числе устанавливать определенные обязанности.
В соответствии со статьей 271 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на военнослужащего распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно положениям Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 557 «Об утверждении перечней должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» и приказа Директора ФСБ России от 1 декабря 2015 года № 699 «О предоставлении в органах Федеральной службы безопасности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» Д. был обязан ежегодно представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги и несовершеннолетних детей.
В соответствии с подпунктом «д1» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий подлежит увольнению с военной службы в связи с утратой доверия к нему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае непредставления им сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
В пунктах 3 и 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года № 1065 на подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений возложены, в числе прочих, функции по осуществлению проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых федеральными государственными служащими, и анализу этих сведений. Этим же Указом утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению.
Согласно подпункту «а1» п. 10 названного Положения основанием для осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке работниками подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений, либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Поводом для проведения проверки в отношении Д. послужило непредставление им должностным лицам справки о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера его дочери за 2015 год.
Данные обстоятельства установлены судом на основании объяснений самого истца, а также материалов проверки достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год, представленных истцом.
Непредставление Д. в 2015 году сведений в отношении несовершеннолетнего ребенка является коррупционным правонарушением, что послужило основанием для постановки вопроса об утрате к нему доверия со стороны командования.
В сентябре 2017 года аттестационная комиссия войсковой части приняла решение ходатайствовать о представлении Д. к досрочному увольнению с военной службы в связи с утратой доверия. При принятии аттестационной комиссией войсковой части  решения в отношении истца учтены характер совершенного им коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено.
При таких данных гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что Д. обоснованно уволен с военной службы в связи с утратой к нему доверия, а установленный в статье 511 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» порядок его увольнения по этому основанию, а также исключения из списков личного состава воинской части должностными лицами не нарушен.
<43>