Подлежит ли увольнению военнослужащий, зачисленный в распоряжение командования в связи с организационно-штатными мероприятиями, не изъявивший желания заключить новый контракт до истечения срока действующего контракта?

Военнослужащий, зачисленный в распоряжение командования в связи с организационно-штатными мероприятиями, не изъявивший желания заключить новый контракт до истечения срока действующего контракта и в последующем отказавшийся от заключения нового контракта, при появившейся у командования возможности назначить его на воинскую должность, подлежит увольнению с военной службы по истечении срока контракта.
Зачисленный в 2012 году в распоряжение командования в связи с организационно-штатными мероприятиями А., срок действия контракта которого окончился в 2014 году, при наличии в 2016 году вакантных должностей отказался от заключения нового контракта и назначения на эти должности. В связи с этим он уволен с военной службы по истечении срока контракта о прохождении военной службы и с учетом его выслуги на военной службе менее 20 лет – снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решением гарнизонного военного суда эти действия командования признаны законными. Оставляя решение суда без изменения, судебная коллегия указала следующее.
Согласно п. 4 ст. 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Увольнение по названному основанию в соответствии с подп. «а» п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы допускается при отсутствии других оснований для увольнения: при сокращении занимаемой воинской должности, невозможности назначения на равную воинскую должность и отсутствии согласия военнослужащего с назначением на высшую или низшую воинскую должность; по истечении сроков нахождения в распоряжении командира при невозможности назначения на равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность.
Следовательно, военнослужащий может быть уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями в случае невозможности назначения на равную воинскую должность, отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность и при отсутствии других оснований для увольнения.
Отказывая в удовлетворении требования о восстановлении истца на военной службе, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что увольнение военнослужащего в связи с организационно-штатными мероприятиями является правом командования.
Поскольку в период пребывания А. в распоряжении у командования появилась возможность назначения его на воинские должности, в том числе и равные, однако истец отказался от заключения нового контракта, что было необходимым условием для назначения его на эти должности, а другие основания для его увольнения отсутствовали, истец был правомерно уволен с военной службы по истечении срока контракта.
Пребывание А. в распоряжении на протяжении продолжительного времени не свидетельствует о нарушении его прав и требований действующего законодательства, поскольку данное обстоятельство было обусловлено позицией самого истца, связывавшего свое нахождение на военной службе с предоставлением жилья, а не с желанием проходить службу на воинской должности. Бездействие командования, связанное с длительным не назначением истца на воинскую должность, им не оспаривалось.
Так как А., выслуга которого составляла менее 20 лет, был уволен с военной службы по истечении срока контракта, оснований для оставления его на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением в избранном после увольнения с военной службы месте жительства либо в целях получения жилищной субсидии в силу ст. 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не имелось.
<38>