Обязано ли командование заключать новый контракт о прохождении военной службы с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе?

Принятие решения о заключении нового контракта о прохождении военной службы с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на ней, является правом командования, а не обязанностью.
Решением гарнизонного военного суда А. отказано в удовлетворении административного искового заявления, в котором она просила признать незаконными решение аттестационной комиссии воинской части об отказе в удовлетворении ее рапорта о заключении нового контракта о прохождении военной службы сверх предельного возраста пребывания на военной службе, а также приказов об увольнении ее с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части.
Судебная коллегия данное решение оставила без изменения, указав следующее.
Согласно подпункту «а» п. 1 ст. 51 военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, подлежит увольнению с военной службы по возрасту – по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
В соответствии с частями 2 и 3 ст. 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» для военнослужащих женского пола предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается 45 лет. С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, может заключаться новый контракт о прохождении военной службы в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы (далее – Положение).
В статье 10 Положения установлено, что военнослужащий, достигший предельного возраста пребывания на военной службе, для заключения нового контракта подает по команде рапорт должностному лицу, имеющему право принимать решение о заключении контракта с указанным военнослужащим.
Решения о заключении контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, о сроке нового контракта или об отказе в заключении контракта для военнослужащих, имеющих воинское звание до подполковника, капитана 2 ранга включительно, принимаются должностными лицами, имеющими право назначения указанных военнослужащих на занимаемые ими воинские должности.
Из вышеприведенных нормативных правовых актов следует, что принятие решения о заключении нового контракта о прохождении военной службы с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на ней, является правом командования, а не обязанностью. Это согласуется с выводами, изложенными в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2011 г. № 43-О-О, согласно которым Конституционный Суд Российской Федерации в решениях, касающихся возможности установления требования о соблюдении возрастных критериев при замещении гражданами должностей, в том числе военной службы, указывал на право федерального законодателя устанавливать в этой сфере особые правила, в частности требование о соблюдении возрастных критериев при замещении указанных должностей. При этом возложение на руководителя обязанности обосновать необходимость увольнения лица, замещающего соответствующую должность, привести причины, подтверждающие невозможность дальнейшего прохождения им службы, равно как и получить его согласие на увольнение лишило бы законодательные предписания о соблюдении возрастных критериев при прекращении службы по достижении предельного возраста самостоятельного юридического содержания.
Поскольку командир воинской части  в рамках своих полномочий принял решение уволить с военной службы А., достигшую предельного возраста пребывания на военной службе, согласившись с решением аттестационной комиссии в отношении нее, гарнизонный военный суд правомерно отказал в удовлетворении искового заявления.
<43>