Необходимо ли при увольнении в связи с организационно-штатными мероприятиями военнослужащего предоставлять ему возможность назначения на другую воинскую должность?

При увольнении военнослужащего по организационно-штатным мероприятиям ему необходимо предоставить возможность назначения на другую воинскую должность в Вооружённых Силах Российской Федерации, и только при отсутствии его согласия с назначением на вакантную воинскую должность он может быть досрочно уволен с военной службы.
В заявлении поданным в суд, Б. просил признать незаконным и отменить решение аттестационной комиссии воинской части от июля 2009 года , признать незаконными действия командира воинской части, утвердившего данное решение; признать незаконным и отменить приказ командующего ВДВ от октября 2009 года, в части увольнения его с военной службы; признать незаконным и отменить параграф 00 приказа № 000 воинской части от ноября 2009 г.; обязать командира воинской части восстановить его в списках личного состава воинской части.
Решением гарнизонного военного суда в требованиях заявителя было отказано.
В основу решения положено то, что он, высказав просьбу предоставить ему любую должность в Воздушно-десантных войсках, соответствующую его профилю, отказался от предложенных должностей, которые его специальности не соответствовали.
Однако судом не принято во внимание, что согласно п. 5 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы назначение военнослужащего на воинскую должность производится в случае, если он отвечает требованиям, предъявленным к данной воинской должности. При этом в первую очередь учитывается уровень профессиональной подготовки военнослужащего. Согласно п. 6 названного Положения назначение военнослужащих на воинские должности должно обеспечивать их использование по основной или однопрофильной военно-учетной специальности и с учетом имеющегося опыта служебной деятельности.
Никаких доказательств, которые могли бы свидетельствовать о том, что эти условия соблюдены, командованием приведено не было.
Было известно суду, однако оставлено без внимания то обстоятельство, что заявитель 13 мая 2009 г. высказал такую просьбу в листе беседы, желая продолжить военную службу, и просил командование предоставить ему такую должность в других родах войск.
В соответствии с п.п. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и п. 4 ст. 34 Положения  о порядке прохождения военной службы военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, при сокращении занимаемой им воинской должности, невозможности назначения на равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность. Согласно п. 1 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы контракт заключается между гражданином (военнослужащим) и Министерством обороны Российской Федерации.
Сопоставление названных норм позволяет сделать вывод о том, что при увольнении военнослужащего по указанным основаниям ему должна быть  предоставлена возможность назначения на другую воинскую должность в Вооружённых Силах Российской Федерации, и только при отсутствии его согласия быть назначенным на вакантную воинскую должность он может быть досрочно уволен с военной службы.
Это правило в отношении Б. также не было соблюдено.
Поэтому суд кассационной инстанции пришел к выводу, что в силу изложенного не могло быть признано обоснованным и заключение аттестационной комиссии от июля 2009 года, а также действия командира воинской части, утвердившего данное решение.
Поскольку воинскими должностными лицами было допущено нарушение прав Б. при увольнении его с военной службы, которое может быть исправлено лишь путем восстановления заявителя на военной службе, в том числе с выплатой всех причитающихся за период необоснованного увольнения видов довольствия решение было отменено и принято новое – об удовлетворении требований Б.
Эта позиция окружного военного суда совпадает с точкой зрения Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 6 июля 2010 г. N 937-О-О по запросу Магнитогорского гарнизонного военного суда о проверке конституционности пункта 25 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы.
В этом определении указано, что специальные гарантии и меры социальной защиты и адаптации предусмотрены при увольнении военнослужащих с военной службы, в том числе в случае досрочного увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). Согласно статье 34 Положения о порядке прохождения военной службы, устанавливающей порядок увольнения с военной службы, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен по данному основанию при сокращении занимаемой им воинской должности (должности) лишь при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность) (абзац второй подпункта "а" пункта 4). По смыслу нормативных положений, регулирующих военную службу и порядок ее прохождения, в случае сокращения воинской должности, занимаемой военнослужащим, и отсутствии вакантных воинских должностей в военном округе, в котором он проходит военную службу, другая воинская должность может предлагаться военнослужащему, изъявившему желание на назначение на низшие или высшие воинские должности, и в других военных округах в масштабе Вооружённых Сил Российской Федерации.
Это связано с тем, что действующим правовым регулированием установлена система гарантий для увольняемых с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, основным назначением которых является обеспечение - с учетом особого правового статуса военнослужащих и выполняемых ими публично-правовых обязанностей - повышенной социальной защиты указанной категории граждан.
<6>