ЗАДАТЬ ВОПРОС
Военнослужащий вправе отказаться от досрочного увольнения с военной службы по собственному желанию до издания приказа об увольнении с военной службы.
К. обратился в гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным приказ командующего войсками Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России от 5 марта 2012 г. об увольнении его с военной службы на основании п. 6 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (по собственному желанию), обязать отменить оспоренный приказ, восстановить его на военной службе в прежней воинской должности и возместить судебные расходы по делу.
Владикавказский гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления К. отказал.
Северо-Кавказский окружной военный суд данное решение в апелляционном порядке оставил без изменения.
Президиум Северо-Кавказского окружного военного суда решения судов первой и второй инстанций отменил и принял новое решение об удовлетворении заявления по следующим основаниям.
Отказывая К. в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что законодательство о прохождении военной службы не предоставляет заявителю право после инициирования им процедуры увольнения изменить свою позицию относительно высказанного им намерения уволиться с военной службы по собственному желанию.
Однако такой вывод судебных инстанций является ошибочным.
В соответствии с п. 6 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и подп. «з» п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.
Согласно п. 12 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы увольнение с военной службы военнослужащего, в том числе и по собственному желанию, производится на основании рапорта.
В силу ст. 21 Устава внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации военнослужащий по служебным вопросам должен обращаться к своему непосредственному начальнику, а при необходимости с разрешения непосредственного начальника – старшему начальнику.
Из смысла приведённых норм следует, что для увольнения по указанному основанию обязательными условиями являются обращение военнослужащего с рапортом и заключение аттестационной комиссии о наличии у военнослужащего уважительных причин.
Как усматривается из материалов дела, К. 22 февраля 2012 г. обратился по команде с рапортом, в котором просил уволить его с военной службы досрочно по собственному желанию в связи со сложившимися семейными обстоятельствами.
В тот же день командир воинской части инициировал процедуру увольнения К. с военной службы по указанному основанию: были проведены беседа, аттестационная комиссия и оформлено представление к увольнению с военной службы.
В конце февраля 2012 г. К. подал по команде повторный рапорт и направил командующему войсками Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России телеграмму, в которых просил ввиду отсутствия оснований не увольнять его с военной службы по собственному желанию и выразил намерение продолжить военную службу по контракту, однако просьба заявителя осталась нерассмотренной.
Приказом командующего войсками Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России от 5 марта 2012 г. он был уволен с военной службы по собственному желанию.
Таким образом, учитывая, что увольнение с военной службы по указанному основанию обусловлено волеизъявлением военнослужащего, и заявитель до принятия уполномоченным должностным лицом соответствующего решения по этому вопросу, настаивая на прохождении военной службы по контракту,  изменил свою позицию относительно высказанного им намерения уволиться с военной службы по собственному желанию, оснований для издания приказа об увольнении К. у командующего войсками Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России не имелось.
Поскольку судами первой и второй инстанций допущена ошибка в толковании норм материального права,  суд кассационной инстанции, исходя из положений п. 2 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», признал оспоренный заявителем приказ об увольнении с военной службы незаконным, и возложил на должностное лицо обязанность по его отмене, восстановлению заявителя на военной службе в прежней (или с его согласия - равной или не ниже) воинской должности с обеспечением всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения.
<45>

С нами Вы сможете купить квартиру в Краснодаре






  • консультацию о стоимости и наличии квартир в новостройках Краснодара, которые можно купить по программе "Военная ипотека"
  • консультацию об оформлении новостройки по военной ипотеке
ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ