До какого момента военнослужащий может изменить свое волеизъявление быть досрочно уволенным с военной службы по собственному желанию?

Военнослужащий вправе изменить свое волеизъявление быть досрочно уволенным с военной службы по собственному желанию вплоть до издания приказа об увольнении с военной службы.
К. обратился в гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным приказ командующего войсками Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России об увольнении его с военной службы на основании п. 6 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (по собственному желанию).
Кроме того, заявитель просил суд обязать должностное лицо отменить оспоренный им приказ об увольнении, восстановить его на военной службе в прежней воинской должности, возместить судебные расходы по делу.
Решением  гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением, в удовлетворении заявления К. отказано.
Решения судов первой и второй инстанций отменены постановлением президиума Северо-Кавказского окружного военного суда с принятием нового решения об удовлетворении заявления по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявления К. о признании незаконным приказа должностного лица об увольнении с военной службы по собственному желанию, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что законодательство о прохождении военной службы не предоставляет заявителю после инициирования им процедуры увольнения право изменить свою позицию относительно высказанного им намерения уволиться с военной службы по собственному желанию.
Однако такой вывод судебных инстанций нельзя признать правильным.
В соответствии с п. 6 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и подп. «з» п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.
Согласно п. 12 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы увольнение с военной службы военнослужащего, в том числе и по собственному желанию, производится на основании рапорта.
В силу ст. 21 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации по служебным вопросам должен обращаться к своему непосредственному начальнику, а при необходимости с разрешения непосредственного начальника – старшему начальнику. По личным вопросам военнослужащий также должен обращаться к непосредственному начальнику, а в случае особой необходимости – к старшему начальнику.
Из смысла вышеприведённых норм следует, что для увольнения по указанному основанию обязательными условиями являются обращение военнослужащего с рапортом и заключение аттестационной комиссии о наличии у военнослужащего уважительных причин.
Как видно из материалов дела, К. проходил военную службу по контракту в воинской должности командира роты регулирования движения и комендантской службы воинской части, дислоцированной на территории Ч.Р.
22 февраля 2012 г. К. обратился по команде с рапортом, в котором просил уволить его с военной службы досрочно по собственному желанию в связи со сложившимися семейными обстоятельствами.
В тот же день командир воинской части инициировал процедуру увольнения К. с военной службы по указанному основанию: были проведены беседа, аттестационная комиссия и оформлено представление к увольнению с военной службы.
В конце февраля 2012 г. К. подал по команде повторный рапорт и направил командующему войсками Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России телеграмму, в которых просил ввиду отсутствия оснований не увольнять его с военной службы по собственному желанию, выразил намерение продолжить военную службу по контракту.
Просьба заявителя не реализовывать предыдущий рапорт осталась без внимания должностных лиц.
Приказом командующего войсками Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России К. уволен с военной службы по собственному желанию.
Учитывая то, что увольнение с военной службы по указанному основанию обусловлено волеизъявлением военнослужащего, следует прийти к выводу, что заявитель, обратившись по команде с рапортом об отказе от увольнения с военной службы по собственному желанию до издания приказа об увольнении, действовал в соответствии с положениями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и имел право, отказавшись от увольнения, продолжить военную службу.
Поскольку заявитель изменил свою позицию относительно высказанного им намерения уволиться с военной службы по собственному желанию и до принятия уполномоченным должностным лицом по этому вопросу соответствующего решения настаивал на прохождении военной службы по контракту, оснований для издания приказа командующего войсками Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России об увольнении К. не имелось.
Изложенное свидетельствует о том, что судами первой и второй инстанций допущена ошибка в толковании норм материального права.
При этом суд кассационной инстанции, исходя из положений п. 2 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», признал незаконным оспоренный заявителем приказ об увольнении с военной службы, и возложил на должностное лицо обязанность по его отмене, восстановлению заявителя на военной службе в прежней (или с его согласия - равной или не ниже) воинской должности с обеспечением всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения.
<15>