ЗАДАТЬ ВОПРОС
Обязательными элементами досрочного увольнения военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта являются проведение в отношении этого военнослужащего аттестации, а также его непосредственное участие в заседании аттестационной комиссии.    
Решением гарнизонного военного суда оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда, отказано в удовлетворении требований А. о признании незаконным приказа командира воинской части о его досрочном увольнении с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.
Отказывая в удовлетворении заявления А., судебные инстанции исходили из того, что основанием для досрочного увольнения заявителя с военной службы послужило невыполнение им условий контракта, что выразилось в отсутствии на службе без уважительных причин в течение служебного времени 31 октября и 7 ноября 2011 года.
Однако судебные инстанции при разрешении заявления не учли следующее.
Досрочное увольнение с военной службы по основанию, предусмотренному подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», сопряжено с наступлением для военнослужащего неблагоприятных последствий, в связи с невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы.
Решение по данному вопросу должно приниматься в рамках процедуры аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, которая, согласно Положению о порядке прохождения военной службы, проводится в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, определения соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования (пункт 1 статьи 26) с соблюдением требований, установленных статьями 26 и 27 данного Положения, а также нормативными правовыми актами руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Объективность выводов аттестационной комиссии, равно как и соблюдение прав и законных интересов военнослужащего, подлежащего аттестации, обеспечиваются помимо прочего предоставлением ему возможности ознакомиться с аттестационным листом, заявить в письменной форме о своем несогласии с отзывом о своей служебной деятельности, сообщить дополнительные сведения, лично участвовать в заседании аттестационной комиссии (в установленных случаях), обжаловать ее заключение и порядок проведения аттестации как вышестоящему командиру, так и в суд, что позволяет избежать принятия произвольного, необоснованного решения о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы. При этом наличие у военнослужащего дисциплинарных взысканий, само по себе, не должно предопределять выводов аттестационной комиссии относительно оценки данного военнослужащего как не соответствующего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, в том числе требованиям по занимаемой воинской должности, и рекомендаций о перспективах его дальнейшего служебного использования.
Вместе с тем в случае, когда военнослужащий по своим деловым и личным качествам не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу (о чем, в частности, может свидетельствовать наличие у него неснятых дисциплинарных взысканий), аттестацию, в том числе внеочередную, следует признать обязательным элементом порядка досрочного увольнения такого военнослужащего с военной службы, поскольку в системе действующего правового регулирования только процедура аттестации способна обеспечить необходимую степень полноты, объективности и всесторонности при оценке того, отвечает ли военнослужащий указанным требованиям.
Изложенная правовая позиция сформулирована в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 2013 г. № 6-П по делу о проверке конституционности подпункта «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с жалобами граждан Р.В. Боскачева, И.В. Овсянникова и Д.А. Савельева.
При таких данных командованием нарушен порядок досрочного увольнения А. с военной службы, что выразилось в непроведении в отношении него аттестации на предмет соответствия предъявляемым к нему требованиям, а потому такое увольнение, вопреки выводам судов первой и второй инстанции, явилось незаконным.
Постановлением президиума Северо-Кавказского окружного военного суда состоявшиеся по делу судебные постановления отменены и принято новое решение об удовлетворении заявления.
<15>

  • Проконсультируем по вопросам службы и жилья. 
  • Поможем купить квартиру по военной ипотеке. 

Пользоваться нашими услугами удобно и выгодно.

ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ