Законно ли исключение военнослужащего из списка на предоставление служебного жилого помещения в период его нахождения в составе воинского формирования, участвующего в операции ООН?

Решение об исключении военнослужащего из списка на предоставление служебного жилого помещения в период его нахождения в составе воинского формирования, участвующего в операции ООН, за пределами территории Российской Федерации, признано незаконным.
С. проходил военную службу в Санкт-Петербурге на должности начальника курса факультета военного института Военного учебно-научного центра «Военно-морская академия». С 31 октября 2007 года истец состоял  в списке военнослужащих на предоставление служебного жилого помещения.  На основании приказа Статс-секретаря-заместителя Министра обороны РФ от 9 июня 2015 года №  он был освобожден от занимаемой должности и зачислен в распоряжение    начальника Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ в связи с убытием на «загранработу» в Республику Южный Судан.

Полагая, что в результате издания данного приказа у истца изменилось место прохождения военной службы с Санкт-Петербурга на Москву, решением ФГКУ «Западрегионжилье» от 9 декабря 2015 года он был исключен из списков военнослужащих на предоставление служебных жилых помещений по прежнему месту службы.

224 гарнизонный военный суд, рассмотревший административное исковое заявление С. об оспаривании данного решения, пришел к правильному выводу о его незаконности, поскольку оно  основано на неверном толковании правовых норм, регулирующих порядок прохождения военной службы в особых условиях, связанных с загранкомандировкой военнослужащих.

В отношении истца эти условия определены Указом Президента РФ от 7 февраля 2006 года № 80 «О направлении воинского формирования Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в операции ООН по поддержанию мира в Республике Судан». Пунктом 3 этого нормативного правового акта Правительству РФ предписано осуществлять в установленном порядке финансирование расходов, связанных с участием воинского формирования в операции ООН, предусмотрев материальное обеспечение военнослужащих, включая предоставление дополнительных гарантий и компенсаций, в том числе членам их семей,  в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Во исполнение  данного нормативного правового акта Правительством РФ в пункте 3 постановления от 14 марта 2006 года № 131 «Об обеспечении воинского формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, направляемого для участия в операции ООН по поддержанию мира в Республике Судан» было установлено, что материальное и денежное обеспечение  военнослужащих  воинского формирования производится в порядке, применяемом в отношении российских военных специалистов, направляемых Министерством обороны РФ за рубеж для оказания научно-технического содействия, а также других услуг.  

Этот порядок определен постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 года № 949 «О денежном, материальном и социальном обеспечении отдельных категорий военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и гражданского персонала, направляемых Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации за пределы Российской Федерации для оказания технического содействия и исполнения иных обязанностей». Согласно пункту 22 постановления за военнослужащими и членами их семей на весь период направления за пределы территории РФ сохраняются права, льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством для военнослужащих.

Поскольку обеспечение  военнослужащих служебными жилыми помещениями является мерой их социальной защиты, предусмотренной статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», следует полагать, что за С. сохранялось право состоять  в списке военнослужащих военного института на предоставление служебного жилого помещения по прежнему месту службы в течение всего периода пребывания в Республике Южный Судан с 12 апреля 2015 года по 27 апреля 2017 года.
  
Учитывая, что по решению ФГКУ «Западрегионжилье» от 9 декабря 2015 года истец был  исключен из данного списка в период, когда он находился в составе воинского формирования, участвующего в операции ООН, за пределами территории Российской Федерации, суд первой инстанции сделал правильный вывод о незаконности названного решения, которым С. был лишен права на служебное жилое помещение в нарушение  пункта 22 постановления Правительства РФ от 29 декабря 2007 года № 949.

Зачисление С. в распоряжение начальника Главного управления международного военного сотрудничества вовсе не означает, что он был перемещен к новому месту военной службы в Москву. Как видно из приказа Статс-секретаря –заместителя Министра обороны РФ от  9 июня 2015 года № истец был зачислен в распоряжение в связи с убытием на «загранработу» в Республику Южный Судан,  но не для прохождения военной службы в составе названного управления, как ошибочно полагал ответчик.

Не указывали на перемещение  истца по  службе в другой населенный пункт   и иные приказы воинских должностных лиц, поскольку они издавались исключительно в целях направления С. в состав воинского формирования за пределы Российской Федерации. Отраженные в них сведения об освобождении истца от занимаемой воинской должности, исключении из списков личного состава военного института, зачислении  в распоряжение являлись лишь способом оформления организационно-распорядительных действий Министерства обороны РФ по выполнению упомянутого Указа Президента РФ от 7 февраля 2006 года № 80.

Из письменного сообщения начальника Главного управления кадров видно, что иного правового механизма, кроме установленного Положением о порядке прохождения военной службы, который бы непосредственным образом регулировал вопросы направления военнослужащих в миссии ООН, в Министерстве обороны РФ не разработан. Следовательно, используемые в приказах командования формулировки не давали оснований ответчику полагать С. переведенным к новому месту службы в Москву. Тем более, что из поступившей в ФГКУ «Западрегионжилье»  выписки из приказа  Статс-секретаря –заместителя Министра обороны РФ от  9 июня 2015 года №  ответчику было доподлинно известно о зачислении истца в распоряжение в исключительно целях направления  на «загранработу».

Признав судебное постановление законным и обоснованным Ленинградский окружной военный суд оставил его без изменения, а апелляционную жалобу ФГКУ«Западрегионжилье»-без удовлетворения.  
[59]