ЗАДАТЬ ВОПРОС
Решением Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от 7 декабря 2012 года Н., его жена, сын и дочь приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в избранном месте жительства в г. Балашиха Московской области.
По просьбе Н. способ обеспечения его семьи жилым помещением был изменен на жилищную субсидию с внесением соответствующих сведений в Единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях.
5 октября 2016 года заместитель начальника Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» (ЗРУЖО) письменно уведомил Н. об исключении его дочери из единого реестра на том основании, что в связи с достижением 23-х летнего возраста последняя, в силу пункта 5 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», перестала относиться к членам семьи военнослужащего и поэтому не имеет права на социальные льготы, установленные для этой категории граждан. Решением ЗРУЖО Н. была предоставлена субсидия на приобретение жилого помещения без учета дочери.
В административном исковом заявлении Н.просил признать указанные решения ЗРУЖО незаконными, обязать начальника ЗРУЖО отменить их в части размера субсидии и повторно рассмотреть вопрос о ее предоставлении для приобретения жилого помещения на семью в составе 4 человек с учетом дочери и ранее перечисленных денежных средств.
Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд удовлетворил заявление полностью.
Оставляя это решение без изменения, окружной военный суд в расширенном виде сформулировал в своем определении мотивы для удовлетворения иска, которые заслуживают внимания и могут быть использованы при разрешении аналогичных административных дел.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» жилые помещения предоставляются военнослужащему и членам его семьи при условии их совместного проживания по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ.
Как следует из материалов дела, Н., его супруга и двое детей, включая дочь А. 1990 года рождения, были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в избранном месте жительства. Тем самым уполномоченный орган Министерства обороны РФ фактически признал факт их совместного проживания.
Поскольку в настоящее время семья Н. в том же составе продолжает проживать в служебном жилом помещении по месту военной службы истца, и это обстоятельство сторонами не оспаривается, суд первой инстанции правомерно полагал, что денежная субсидия на приобретение (строительство) жилого помещения должна быть предоставлена на 4-х членов семьи.
Достижение 23-х летнего возраста не влечет для его дочери утрату права на обеспечение жилым помещением в качестве члена семьи военнослужащего, так как это обстоятельство не указано в числе оснований для снятия граждан с учета, предусмотренных частью 1 статьи 56 ЖК РФ.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, содержащимися в пункте 25 постановления от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса РФ. В связи с этим следует признать несостоятельным довод жалобы о том, что принадлежность лица к членам семьи военнослужащего в сфере жилищных правоотношений должна определяться исключительно на основании пункта 5 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» без учета норм жилищного и семейного законодательства.
Действительно, часть 5 статьи 100 ЖК РФ не допускает применения к пользованию служебными жилыми помещениями правил, предусмотренных частью 1 статьи 69 ЖК РФ. Однако это обстоятельство не ограничивает право дочери истца пользоваться жилым помещением наравне с другими членами семьи в соответствии с частью 2 статьи 31 ЖК РФ, правила которой применяются к пользованию служебными жилыми помещениями на основании части 5 статьи 100 ЖК РФ.
Принимая во внимание, что глава 10 ЖК РФ, регулирующая вопросы предоставления специализированных жилых помещений и пользования ими, не содержит норм, которые бы устанавливали порядок и условия вселения граждан в служебное жилое помещение, Пленум Верховного Суда РФ в подпункте «д» пункта 41 постановления от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что в соответствии с типовым договором найма специализированных жилых помещений наниматель вправе вселить в это жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи (например, супруга, детей, родителей) с соблюдением требований, установленных статьей 70 ЖК РФ.
Согласно части 1 статьи 70 ЖК РФ наниматель с согласия членов семьи, в том числе временно отсутствующих, вправе вселить в занимаемое жилое помещение своего супруга, своих детей и родителей. Учитывая, что дочь истца постоянно проживает в служебном жилом помещении, нанимателем которого является Н., следует полагать, что она была вселена в него с согласия остальных членов своей семьи и соблюдением иных требований статьи 70 ЖК РФ.
В связи с этим и согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ, сформулированной в пункте 41 постановления от 2 июля 2009 года № 14 отсутствие сведений о дочери истца в договоре найма служебного жилого помещения не является основанием для признания её не приобретшей права на жилое помещение. Иных жилых помещений в пользовании и на праве собственности у неё не имеется, к месту службы истца она прибыла в составе всей семьи и вместе с ними зарегистрирована по адресу воинской части.
Приведенные обстоятельства и нормы материального права опровергают утверждение представителя ЗРУЖО об утрате дочерью истца членства семьи военнослужащего и отсутствии у нее права на обеспечение жилым помещением по правилам статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Принимая во внимание, что решение суда первой инстанции соответствует этим обстоятельствам и отвечает требованиям закона, оснований для его отмены не имеется.
[56]
Есть вопросы?
Получите консультацию военного адвоката
Первичные консультации по уголовным делам и о покупке квартиры по военной ипотеке
БЕСПЛАТНЫ
Либо закажите обратный звонок
ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ