ЗАДАТЬ ВОПРОС
При наличии у такого военнослужащего жилья в месте жительства, отличном от избранного, возможность сдачи которого уполномоченному органу не утрачена, следует учитывать волеизъявление военнослужащего о сдаче этого жилья в целях реализации социальной гарантии, предусмотренной п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в случае предоставления ему жилого помещения в избранном постоянном месте жительства.  
Майор К., заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, имеющий общую продолжительность военной службы более 26 лет, достигший 23 ноября 2018 года предельного возраста пребывания на военной службе и подлежащий в этой связи увольнению с военной службы, обратился в суд с административным иском, в котором оспорил решение жилищной комиссии войсковой части N от 30 ноября 2018 года и действия командира этой воинской части, утвердившего данное решение, об отказе ему с членами семьи в постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях в избранном постоянном месте жительства в городе Севастополе.
Решением Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 17 января 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что К. и члены его семьи (супруга и двое детей) уже обеспечены в 2004 году от государства по установленным нормам жилым помещением, общей площадью 65,9 квадратных метров, в городе Симферополе. Также суд учёл, что по месту военной службы в городе Северобайкальске Иркутской области административный истец обеспечен служебным жилым помещением.
Окружной военный суд решение суда первой инстанции отменил в связи с нарушением норм материального права, и административный иск удовлетворил, исходя из следующего.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон) военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абз. 3 данного пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 Федерального закона.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона обеспечение указанной категории военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путём выдачи государственных жилищных сертификатов. Документы о сдаче жилых помещений федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Как определено п. 5 ст. 15 Федерального закона, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Из приведённых правовых норм следует, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, увольняемые с военной службы, в том числе по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, вправе рассчитывать на обеспечение жилыми помещениями в избранном постоянном месте жительства при условии сдачи федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, ранее полученного ими жилого помещения.
Как определено подп. «и» п. 7 Правил учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054 (далее – Правила), избрание гражданами постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания их нуждающимися в получении жилых помещений.
С учётом изложенного признание военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, имеющего выслугу свыше 10 лет, нуждающимся в жилом помещении в избранном постоянном месте жительства при увольнении с военной службы, в том числе в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, возможно при наличии возможности сдачи ранее полученного жилого помещения.
Согласно Федеральному конституционному закону от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»,  Республика Крым, города Севастополь и Симферополь вошли в состав Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 24 августа 2016 года № 428 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту» федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, предписано обеспечивать военнослужащих- граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, ранее проходивших военную службу в дислоцировавшихся (располагавшихся) до 18 марта 2014 года на территориях Республики Крым и города Севастополя воинских частях вооруженных сил, воинских формированиях и правоохранительных органах Украины, в которых предусмотрена военная служба, в органах военного управления и воинских формированиях Республики Крым, а также службу в региональных органах Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, располагавшихся до 18 марта 2014 года на территориях Республики Крым и города Севастополя, жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации для военнослужащих-граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту.
Как следует из материалов дела, К., заключивший первый контракт о прохождении военной службы 19 октября 1995 года, в 2004 году от Министерства обороны Украины, где в это время проходил военную службу, был обеспечен с учётом членов своей семьи (супруга, двое детей) служебным жилым помещением в городе Симферополе по адресу: NN общей площадью 65,9 квадратных метров. По решению Симферопольского городского отдела Автономной Республики Крым от 26 сентября 2013 года № 808 данное жилое помещение было передано в собственность города Симферополя. Члены семьи административного истца (супруга, двое детей) проживают и зарегистрированы в этом жилом помещении.
В 2014 году административный истец и члены его семьи приобрели гражданство Российской Федерации. Поступив в том же году на военную службу по контракту во внутренние войска Министерства внутренних дел (с 3 июля 2016 года – войска национальной гвардии) Российской Федерации, он с 24 сентября 2015 года проходит военную службу в войсковой части N в городе Северобайкальске Иркутской области, где по месту службы обеспечен служебным жилым помещением. 23 ноября 2018 года у К., достигшего предельного возраста пребывания на военной службе, истёк срок контракта, заключённого им до этой даты, в связи с чем он подлежал увольнению с военной службы по данному основанию, при этом его общая продолжительность военной службы составила более 26 лет.
Как установил суд апелляционной инстанции, К. и члены его семьи при получении жилого помещения в городе Севастополе установленным порядком намерены сдать занимаемое ими жилое помещение в городе Симферополе. При этом каких-либо препятствий для освобождения этого жилого помещения К. и членами его семьи не установлено, в собственности жилых помещений на территории Российской Федерации они не имеют.
При изложенных обстоятельствах суд второй инстанции пришёл к выводу о наличии права у административного истца с членами семьи в соответствии с подп. «и» п. 7 Правил состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях в избранном постоянном месте жительства в городе Севастополе.
80

Вы можете купить квартиру в Краснодаре






ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО

  • краткую юридическую консультацию военного юриста
  • консультацию о квартирах в новостройках Краснодара, которые можно купить по программе "Военная ипотека"
ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ