В каком случае военнослужащий должен освободить занимаемое служебное жилое помещение?

Военнослужащий, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., не подлежащий увольнению, в случае приобретения жилого помещения с использованием жилищной субсидии не по месту прохождения военной службы должен освободить занимаемое служебное жилое помещение.
Начальник ФГКУ «Югрегионжилье» обратился в суд с исковым заявлением о выселении Б. из занимаемого по месту службы служебного жилого помещения.
Рассмотрев переданное в порядке ст. 33 ГПК РФ дело, ГВС в удовлетворении иска отказал, исходя из того, что в случае выселения будет нарушено гарантированное законом право военнослужащего на обеспечение служебным жильем по месту прохождения военной службы.
В апелляционном порядке решение суда первой инстанции отменено и принято новое решение об удовлетворении искового заявления по следующим основаниям.
Согласно ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
Следовательно, предоставление жилищной субсидии в период прохождения военной службы военнослужащим указанной категории направлено на решение ими жилищного вопроса по месту прохождения военной службы.
По делу установлено, что Б. заключил первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., к увольнению не планируется, проходит военную службу в В. области, общая продолжительность его военной службы составляет более 20 лет. Изъявив желание на обеспечение жилищной субсидией, Б. представлено в жилищный орган нотариально заверенное обязательство об использовании жилищной субсидии на приобретение жилья по месту прохождения военной службы и освобождении занимаемого служебного жилого помещения не позднее четырех месяцев с момента получения указанной выплаты.
Однако вместо этого жилое помещение приобретено ответчиком в М. области.
В силу ч. 2 ст. 99 и ч. 1 ст. 101 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. При этом договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.
Таким образом, после предоставления жилищной субсидии и выполнения тем самым жилищными органами обязанности по обеспечению Б. жильем по месту прохождения военной службы возникли основания для расторжения договора найма специализированного жилого помещения.
Этот вывод следует из п. 5 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 мая 1999 г. № 487, а также из данного ответчиком обязательства.
С учетом изложенного судебная коллегия пришла к выводу о том, что оснований для дальнейшего проживания в служебном жилом помещении у Б. не имеется и он на основании ч. 1 ст. 103 ЖК РФ подлежит выселению из указанного жилого помещения.
    
<37>