ЗАДАТЬ ВОПРОС
<У>, проживающему с октября 2015 года по договору найма в квартире, расположенной в городе <…>, с февраля 2016 года руководителем ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» прекращена выплата денежной компенсации за наём жилого помещения. Основанием этому послужило то обстоятельство, что <У> и члены его семьи не включены в список на предоставление служебных жилых помещений.  
Полагая, что этим его права нарушены, <У> обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать указанные действия должностных лиц незаконными и обязать начальника <…> отдела ФГКУ «Востокрегионжильё» включить его в списки военнослужащих на предоставление служебных жилых помещений, а руководителя ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» – выплатить компенсацию за наём жилого помещения за февраль и март 2016 года.
<…> гарнизонный военный суд решением от 6 июня 2016 года административный иск удовлетворил частично, признав действия начальника <…> отдела ФГКУ «Востокрегионжильё», связанные с отказом в постановке на учёт нуждающихся в служебном жилом помещении, незаконными, и обязал его рассмотреть вопрос о постановке <У> на данный учёт. На руководителя ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» судом возложена обязанность по выплате денежной компенсации за поднаём жилого помещения за февраль и март 2016 года.
Рассмотрев дело в апелляционном порядке, окружной военный суд 23 августа 2016 года решение отменил в связи с нарушением норм материального права и принял новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, исходя из следующего.
По делу установлено, что <…>, заключивший контракт о прохождении военной службы до 1998 года и уволенный с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, на момент вынесения судебного решения не был исключён из списков личного состава воинской части. Административный истец совместно с супругой и двумя несовершеннолетними детьми с 1 октября 2015 года проживал по договору найма жилого помещения в квартире, расположенной городе <…>, с ежемесячной оплатой в 16000 рублей.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»  военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы, до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, жилые помещения маневренного фонда или общежития, а в случае их отсутствия воинские части по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наём (поднаём) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утверждённого постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 909, в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством РФ по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счёт средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны РФ в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, заключённым в письменной форме, но не более установленных размеров. Денежная компенсация выплачивается со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Таким образом, приведёнными правовыми нормами прямо определено, что денежная компенсация за наём (поднаём) жилого помещения может выплачиваться военнослужащему лишь в случае невозможности обеспечения его и членов семьи служебным жилым помещением, по желанию военнослужащего (то есть при наличии соответствующего рапорта) и не ранее дня его включения в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда. При этом данные нормы не указывают на возможность компенсации затрат по найму жилого помещения военнослужащему, признанному нуждающимся в обеспечении жилым помещением социального найма.
В соответствии с сообщением ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» от 8 апреля 2016 года причиной приостановления административному истцу выплаты денежной компенсации за наём жилого помещения явилось отсутствие его в списках на предоставление служебных жилых помещений.
Отсутствие административного истца в указанных списках подтверждаются сообщением из <…> отдела ФГКУ «Востокрегионжильё» МО РФ от 19 апреля 2016 года. Из этого сообщения также следует, что <У> с составом семьи 4 человека с 1 июля 2013 года состоит лишь в едином реестре военнослужащих, подлежащих обеспечению жилыми помещениями социального найма (форма обеспечения – жилищная субсидия).
Согласно пп. 1 и 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей со дня прибытия на новое место военной службы предоставляются служебные жилые помещения. Для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление в структурное подразделение уполномоченного МО РФ органа, к которому прикладывают документы, предусмотренные Инструкцией.
Пунктом 5 этой же Инструкции определено, что решение о включении военнослужащего в список на предоставление служебных жилых помещений принимается структурным подразделением уполномоченного органа не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения заявления и документов, указанных в п. 2 настоящей Инструкции, о чём военнослужащему направляется уведомление.
Следовательно, основанием для включения военнослужащего в список на предоставление служебных жилых помещений является его волеизъявление, выраженное в форме заявления с приложением к нему документов, подтверждающих право на включение в названный список.
Как установил суд апелляционной инстанции, <…> по его заявлению решением начальника 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжильё» от 24 июля 2016 года совместно с членами семьи с 13 июля 2016 года включён в список военнослужащих на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения службы в городе <…>. При этом материалы административного дела не содержат каких-либо сведений, указывающих на обращение административного истца в жилищный орган до июля 2016 года. Не представлены таковые сторонами и в суд апелляционной инстанции.
Таким образом, судом не были установлены юридически значимые для дела обстоятельства, свидетельствующие о том, что административный истец до принятия судом первой инстанции решения в жилищный орган с заявлением о включении в список нуждающихся в служебном жилье не обращался. В этой связи у начальника <…> отдела ФГКУ «Востокрегионжильё» отсутствовали какие-либо правовые основания для включения <У> в указанные списки.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что <У> не имел права на получение денежной компенсации за поднаём жилого помещения в феврале и марте 2016 года, поскольку в установленном порядке в список военнослужащих на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда включён не был.
83

С нами Вы сможете купить квартиру в Краснодаре






  • консультацию о стоимости и наличии квартир в новостройках Краснодара, которые можно купить по программе "Военная ипотека"
  • консультацию об оформлении новостройки по военной ипотеке
ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ