ЗАДАТЬ ВОПРОС
Майор Х., заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1998 года, в 2001 году по месту службы в городе Ангарске Иркутской области был обеспечен от Министерства обороны РФ на семью из двух человек жилым помещением общей площадью 49,1 кв.м, то есть более установленных федеральным законодательством норм (18 кв.м), которое в дальнейшем он и его бывшая супруга приватизировали (по ½ доли в праве собственности) и продали.
19 марта 2003 года он и его бывшая супруга приобрели в общую долевую собственность трёхкомнатную квартиру в городе Ангарске общей площадью 59,3 кв.м, которую 4 мая 2007 года продали и в этот же день приобрели в общую долевую собственность (он, бывшая супруга, дочь 1996 года рождения, по 1/3 доли в праве собственности) трёхкомнатную квартиру в городе Ангарске общей площадью 64,4 кв.м.
В 2010 году он расторг брак с бывшей супругой и заключил новый, в котором в связи с рождением двоих детей (в 2010 и в 2014 годах), наличием у каждого из супругов по одному ребенку от прежних браков, его состав семьи увеличился до 6 человек. При этом он и две его дочери зарегистрировались в квартире, находящейся в долевой собственности  у него, бывшей супруги и одной из дочерей, а остальные члены его семьи (супруга и двое сыновей) получили регистрацию при воинской части.
Решением начальника 3 отдела (г. Иркутск) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее – 3 отдел ФГКУ «Центррегионжильё») от 14 января 2014 года Х.на основании его заявления с 10 октября 2013 года принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, составом семьи из 5 человек: он, супруга и трое детей.
По решению начальника указанного отдела от 26 мая 2014 года сын  Х. 2014 года рождения, на основании заявления административного истца и представленных документов в качестве члена семьи Х. также был принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
В 2016 году у Х. истёк срок действия контракта о прохождении военной службы, и он изъявил желание быть уволенным с военной службы по состоянию здоровья, в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе.
2 ноября 2016 года по решению начальника 3 отдела ФГКУ «Центррегионжильё» Х. и члены его семьи сняты с упомянутого выше учёта в связи с обеспечением его в период прохождения военной службы по контракту в городе Ангарске Иркутской области жилым помещением общей площадью 49,1 кв.м, которым он распорядился по своему усмотрению.  В качестве основания снятия с учёта жилищный орган указал п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ (неправомерные действия должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учёт, при решении вопроса о принятии на учёт).
Не согласившись с таким решением, Х. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил суд признать данные действия должностного лица незаконными и обязать его восстановить административного истца и членов его семьи на указанном учёте.
Решением Иркутского гарнизонного военного суда от 7 марта 2017 года административный иск удовлетворён.
Окружной военный суд решение суда первой инстанции отменил и принял новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Принимая решение об удовлетворении административного иска, гарнизонный военный суд исходил из того, что административный истец и члены его семьи, с учётом имеющегося у них в собственности жилого помещения, а также ½ доли в праве собственности на жилое помещение, ранее предоставленное ему от Министерства обороны РФ, обеспечены жилым помещением по 10,82 кв.м жилого помещения на одного человека, то есть менее учётной нормы в городе Ангарске (постановлением администрации Ангарского городского округа от 14 октября 2016 года № 2272-па «Об установлении размера учётной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» учётная норма и норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Ангарского городского округа в расчёте на одного человека установлена в размере 17 кв. м).
Между тем суд первой инстанции не учёл следующее.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» во взаимосвязи с подп. «д» п. 10 Правил учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054, право на жилищное обеспечение военнослужащим, признанным в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляется за счёт государства один раз.
Кроме того, согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Таким образом, действующим законодательством на Министерство обороны РФ возложена обязанность по предоставлению военнослужащим жилого помещения только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильём для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
С учётом приведённых выше правовых норм следует прийти к выводу о том, что в том случае, если военнослужащий реализовал свое право на получение жилого помещения по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учётом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Такие разъяснения законодательства даны в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих». Однако данные положения нормативных правовых актов и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации судом первой инстанции применены не были.
При изложенных данных утрата Х. права пользования жилым помещением, предоставленным ему Министерством обороны РФ в период прохождения им военной службы, обусловленная приватизацией, продажей этой квартиры и добровольным выездом из неё, то есть причинами, связанными с его волеизъявлением, не свидетельствует о наличии у него права на повторное обеспечение жильём за счёт государства по линии федерального органа исполнительной власти, в котором он проходит военную службу.
Таким образом, Х. и члены его семьи, права которых производны от права военнослужащего, не имели законных оснований быть признанными нуждающимися в получении жилого помещения, в связи с чем жилищный орган обоснованно снял их с названного учёта, не нарушив тем самым жилищных прав административного истца.
С учётом изложенных обстоятельств факты приобретения Х. и членами его семьи в дальнейшем, после отчуждения жилого помещения, предоставленного ему Министерством обороны РФ, жилых помещений, их отчуждение и уровень обеспеченности его и членов его семьи жильём при принятии жилищным органом решений о постановке на учёт и о снятии его с учёта нуждающихся в жилых помещениях, юридического значения не имеют.
Вместе с тем Х. не лишён возможности в дальнейшем реализовать свои жилищные права в общем порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учётом всех заслуживающих внимание для этого обстоятельств, то есть с учётом общей площади жилого помещения (приходящейся на него доли в праве собственности), ранее предоставленного от государства по линии Министерства обороны РФ, право пользования которым было им утрачено, общей площади остальных жилых помещений, находящихся в собственности либо пользовании у него и членов его семьи, а также общей площади таких жилых помещений у него и совместно проживающих с ним членов его семьи, право пользования которыми было ими утрачено, и при этом не истёк предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок.
84

Вы можете купить квартиру в Краснодаре






ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО

  • краткую юридическую консультацию военного юриста
  • консультацию о квартирах в новостройках Краснодара, которые можно купить по программе "Военная ипотека"
ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ