ЗАДАТЬ ВОПРОС
Решением Уссурийского гарнизонного военного суда удовлетворен административный иск И. об оспаривании решения начальника 5 отдела ФГКУ «Востокрегионжильё» о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Из материалов дела следует, что И., заключившему первый контракт о прохождении военной службы в январе 1995 года, на основании решения жилищной комиссии воинской части от 18 февраля 2005 года на состав семьи из 3 человек (он, супруга и дочь) по месту службы в г. Уссурийске Приморского края была предоставлена квартира общей площадью 30,9 кв.м. Вступившим в законную силу решением Уссурийского городского суда от 22 июля 2008 года, принятым по иску И. и его супруги к администрации Уссурийского городского округа, за И., его супругой и дочерью признано право пользования этим жилым помещением и на администрацию Уссурийского городского округа возложена обязанность заключить с И. договор социального найма на эту квартиру и указать в нём в качестве членов его семьи супругу и дочь.
В последующем по договору передачи квартиры в собственность граждан от 21 марта 2013 года указанное жилое помещение передано в собственность супруге и дочери И. в равных долях, а сам И. сохранил за собой право проживания и регистрацию в этой квартире. 5 сентября 2017 года брак между И. и его супругой был расторгнут.
Решением начальника 5 отдела ФГКУ «Востокрегионжильё» от 5 июля 2017 года И. составом семьи из 3 человек принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с учетом 30,9 кв.м. жилой площади, находящейся в собственности его супруги и дочери.
В октябре 2017 года И. обратился в жилищный орган с заявлением о предоставлении ему субсидии на приобретение или строительство жилого помещения на тот же состав семьи.
После того как начальником 5 отдела ФГКУ «Востокрегионжильё» было установлено, что Игнатов был обеспечен жильем за счет Министерства обороны Российской Федерации и не имеет возможности представить документы о его освобождении, решением указанного должностного лица от 6 ноября 2018 года он был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании подп. 6 п. 1 ст. 56 ЖК РФ, то есть в связи с выявлением в предоставленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Признавая это решение должностного лица незаконным, гарнизонный военный суд сослался на подп. «а» п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. № 1054, указав на отсутствие у И. в собственности какого-либо жилья, предоставленного ему в период прохождения военной службы по установленным нормам, а также на изменение решением Думы Уссурийского городского округа Приморского края от 28 июня 2012 г. № 596-НПА размера учетной нормы площади жилого помещения с 9 на 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Отменяя решение суда первой инстанции по апелляционной жалобе административного ответчика, флотский суд указал следующее.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статуе военнослужащих» военнослужащим-гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
В силу п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статуе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Кроме того, в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих- граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов; право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Содержание названных норм закона указывает на то, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении с военной службы или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства. Таким образом, предоставляя указанной категории военнослужащих, к которой относится И., гарантии обеспечения жилым помещением для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), Федеральный закон «О статусе военнослужащих» возлагает на федеральный орган власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы. Исключений из данного правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, закон не предусматривает.
При таких данных законных оснований для нахождения административного истца на жилищном учете после его добровольной передачи в собственность дочери и бывшей супруге предоставленной за счет Министерства обороны Российской Федерации квартиры не имелось.
То обстоятельство, что после изменения в 2012 году размера учетной нормы жилого помещения в г. Уссурийске на каждого проживающего в квартире стало приходиться жилой площади ниже учетной нормы, в связи с чем имелись основания для сохранения его на учете нуждающихся в жилых помещениях, правового значения для дела не имеет, поскольку нуждаемость им была прекращена с момента его добровольного распоряжения жилым помещением с оставлением его бывшей супруге и дочери, а для получения за счет Министерства обороны Российской Федерации по установленным нормам жилого помещения он обязан сдать ранее полученное жилье, однако такая возможность им утрачена.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 2 п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применениями законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном гл. 7 ЖК РФ, то есть, по решению органа местного самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Таким образом, оспоренное И. решение начальника 5 отдела ФГКУ «Востокрегионжильё» является законным, а выводы гарнизонного военного суда об обратном основаны на неправильном применении норм материального права.
74

Вы можете купить квартиру в Краснодаре






ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО

  • краткую юридическую консультацию военного юриста
  • консультацию о квартирах в новостройках Краснодара, которые можно купить по программе "Военная ипотека"
ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ