После чего подлежит денежная компенсация за наем жилого помещения?

После распределения служебной квартиры, от которой военнослужащий отказался, другому лицу и при отсутствии предложения ему иного служебного жилья денежная компенсация за наем жилого помещения подлежит выплате после подачи им об этом рапорта.
    
Л. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ начальника управления финансового обеспечения в согласовании в апреле 2017 года проекта приказа командира воинской части о выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения, обязать это должностное лицо выплатить ему такую компенсацию за период с 1 января по 1 июля 2017 года в сумме 90000 рублей.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В обоснование отказа в удовлетворении требований суд сослался на то, что у жилищного органа имелась возможность обеспечить Л. служебным жилым помещением по месту прохождения им военной службы, от которого он отказался в декабре 2016 года. С учетом этого суд признал, что оснований для выплаты истцу денежной компенсации за наем жилого помещения не имеется.
Однако такой вывод гарнизонного военного суда судебной коллегией признан ошибочным по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В п. 2 Положения о порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909, установлено, что в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация.
Следовательно, денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения может выплачиваться военнослужащему в случае невозможности обеспечения его и членов его семьи служебным жилым помещением, жилым помещением маневренного фонда или общежитием.
Л. проходит военную службу в воинской части и с 2010 года состоит на учете в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении на состав семьи их четырех человек. По месту прохождения военной службы им осуществляется наем жилого помещения.
6 октября 2016 года начальником 14 отделения управления жилищного обеспечения направлено сообщение о предоставлении Л. и членам его семьи в городе А. служебной квартиры общей площадью 69,1 кв. м. Однако  5 декабря того же года он отказался от предложенного жилого помещения.
Поскольку у жилищного органа имелась возможность обеспечить  Л. служебным жилым помещением, но он отказался от него по личным мотивам, ему была обоснованно прекращена выплата денежной компенсации за наем жилого помещения.
19 декабря 2016 года служебное жилое помещение, от которого Л. отказался, было распределено другому военнослужащему. После этого других служебных жилых помещений истцу не предлагалось. Значит, после 19 декабря 2016 года препятствий для выплаты Л. денежной компенсации не имелось.
Вместе с тем в п. 4 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 года   № 303, определено, что решение о выплате денежной компенсации принимается на основании рапорта военнослужащего.
Рапорт, в котором Л. просил о выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения, был подан им 22 февраля 2017 года. Эта дата указана и в проекте приказа командира воинской части о выплате военнослужащим денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в 2017 году.  
Именно с этой даты Л. имеет право на получение указанной денежной компенсации, а вывод суда первой инстанции об отсутствии у истца такого права является ошибочным.

С учетом изложенного на начальника управления финансового обеспечения возложена обязанность рассмотреть вопрос о согласовании приказа командира воинской части о выплате Л. денежной компенсации за наем жилого помещения с 22 февраля по 1 июля  2017 года.
<41>