Имеет ли право военнослужащий на денежную компенсацию за наем жилого помещения за период разрешения жилищным органом вопроса о включении его в список на предоставление служебного жилья?

Военнослужащий при соблюдении установленных действующим законодательством условий имеет право на денежную компенсацию за наем жилого помещения за период разрешения жилищным органом вопроса о включении его в список на предоставление служебного жилья.
Т. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором оспорил бездействие ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по РА», связанное с невыплатой ему денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 11 мая по 11 сентября 2017 г., просил возложить на начальника данного управления обязанность по выплате указанной компенсации за названный период.
Решением ГВС, оставленным в апелляционном порядке без изменения, заявленные требования удовлетворены по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 909, денежная компенсация выплачивается со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Аналогичные положения содержатся в пп. 4 и 7 Инструкции об организации в Вооруженных Силах РФ выплаты денежной компенсации на наем жилых помещений (далее – Инструкция), утвержденной  приказом Министра обороны РФ от 27 мая 2016 г. № 303.
При этом, как следует из п. 4 Инструкции, решение о выплате денежной компенсации принимается на основании рапорта, к которому военнослужащим прилагается ряд документов, в том числе копия уведомления о включении его в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, направленного военнослужащему уполномоченным органом. Для осуществления выплаты денежной компенсации военнослужащим приказ командира воинской части (начальника организации) направляется в финансово-экономический орган с приложением документов, послуживших основанием для ее назначения.
Следовательно, право на получение денежной компенсации военнослужащий приобретает со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, а реализовать его он может посредством обращения с рапортом о ее выплате с приложением документов, свидетельствующих о наличии у него такого права. Поскольку одним из таких документов является копия уведомления военнослужащего о включении его в список на предоставление служебного жилья, обращение к командованию ранее принятия уполномоченным органом решения об этом на требованиях Инструкции не основано.
В связи с изложенным имеющими значение для данного дела являлись обстоятельства, препятствовавшие своевременному обращению истца к командованию с рапортом о выплате денежной компенсации.
Судом первой инстанции установлено, что 7 мая 2017 г. Т. заключил договор найма жилого помещения, а 11 мая 2017 г. – обратился в отделение  ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ с рапортом о включении его в список на предоставление служебного жилого помещения.
Решением жилищного органа от 8 сентября 2017 г. Т. включен в указанный список с 11 мая 2017 г.
12 сентября 2017 г. истец обрался к командиру воинской части с рапортом о выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения с даты принятия его на жилищный учет, приложив к рапорту все необходимые для этого документы, однако выплата денежной компенсации произведена территориальным финансовым органом, начиная с даты обращения за ней.
Таким образом, обстоятельством, препятствовавшим обращению к командованию за выплатой денежной компенсации, являлось отсутствие решения жилищного органа о включении истца в список на предоставление служебного жилого помещения. При этом, исследовав обстоятельства включения Т. в список на предоставление служебного жилья, суд установил, что при разрешении данного вопроса какого-либо бездействия или иной нераспорядительности со стороны истца допущено не было.
Поскольку рапорт о включении в список на предоставление служебных жилых помещений подан Т. своевременно, однако ввиду длительного разрешения жилищным органом указанного вопроса он был лишен возможности обратиться к командованию за выплатой денежной компенсации, вывод суда о наличии у истца права на оспариваемую выплату за период, предшествовавший обращению за ее получением, является обоснованным.
<42>