ЗАДАТЬ ВОПРОС
<Б> по месту прохождения военной службы в городе <…> с июля 2015 года проживает с семьёй в нанимаемом им жилом помещении.
25 июня 2015 года он обратился с рапортом в жилищный орган о признании его нуждающимся в служебном жилом помещении, в чём ему первоначально было отказано, и этот отказ был обжалован им в суд, удовлетворивший его требование.
В августе 2016 года <Б> был ознакомлен с уведомлением жилищного органа о включении его на основании судебного решения с составом семьи 3 человека с 25 июня 2015 года в списки нуждающихся в предоставлении служебного жилого помещения.
1 сентября 2016 года <Б> подал рапорт начальнику 350 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации (далее – 350 ВП МО РФ) о выплате ему денежной компенсации за наём жилого помещения за период с июля 2015 года по август 2016 года.
На основании рапорта начальник 350 ВП МО РФ издал приказ о выплате <Б> денежной компенсации за наём жилого помещения, в выплате которой руководителем ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» было отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт обращения военнослужащего за предоставлением выплаты 1 июля 2015 года.
Полагая, что этим его права нарушены, <Б> обратился в суд с соответствующим административным исковым заявлением, в котором просил суд признать указанные действия должностного лица незаконными и обязать выплатить ему компенсацию за наём жилого помещения за период с 3 июля 2015 года по 31 августа 2016 года.
Решением <…> гарнизонного военного суда от 8 декабря 2016 года заявление удовлетворено.
Рассмотрев дело в апелляционном порядке, окружной военный суд решение суда первой инстанции отменил и принял новое решение об отказе в удовлетворении заявления, исходя из следующего.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих – граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим – гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих – граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих – граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2 и 3 Положения о выплате денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909, в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счёт средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, заключенным в письменной форме, но не более установленных размеров. Денежная компенсация выплачивается со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда. Денежная компенсация за наём (поднаём) жилых помещений военнослужащему выплачивается ежемесячно одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту его военной службы.
Аналогичные положения закреплены в п. 12 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 16 июня 2005 года № 235  (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Кроме того, согласно п. 14 указанной Инструкции, выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы на основании рапорта военнослужащего, в котором помимо прочего указывается дата начала найма (поднайма) жилья.
В п. 2 и 4 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 27 мая 2016 года № 303 (действующей с 17 октября 2016 года), указано, что выплата денежной компенсации военнослужащим осуществляется ежемесячно по их желанию в случае отсутствия жилых помещений, которые могут быть им предоставлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, через финансово-экономические органы, обслуживающие воинские части (организации) на основании приказа командира воинской части (начальника организации).
В приказе указывается сумма ежемесячной денежной компенсации и период, на который устанавливается денежная компенсация.
Период выплаты устанавливается на календарный год, но не более срока найма (поднайма) жилого помещения, указанного в договоре найма (поднайма) жилого помещения.
Выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия военнослужащего к месту военной службы, но не ранее дня включения военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда уполномоченным органом либо структурным подразделением уполномоченного органа согласно принадлежности территорий в целях жилищного обеспечения.
Решение о выплате денежной компенсации принимается на основании рапорта, к которому прилагаются следующие документы: копия договора найма (поднайма) жилого помещения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации; справка воинской части (организации) о составе семьи военнослужащего; выписка из приказа командира воинской части (начальника организации) о зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части (организации); копии паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства, копии свидетельств о регистрации по месту пребывания (при их наличии) и свидетельств о рождении на детей, не достигших 14-летнего возраста; копия уведомления о включении военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда. Для осуществления выплаты денежной компенсации военнослужащим приказ командира воинской части (начальника организации) направляется в финансово-экономический орган с приложением документов, послуживших основанием для ее назначения.
Из изложенных положений нормативных правовых актов следует, что основанием для начала выплаты ежемесячной денежной компенсации является приказ командира воинской части, изданный на основании рапорта военнослужащего, признанного нуждающимся в жилом помещении по месту военной службы, с приложением к нему документов, подтверждающих право на получение этой компенсации. Ежемесячная денежная компенсация выплачивается военнослужащему, как правило, начиная с месяца, в котором военнослужащий представил договор найма (поднайма) жилья.
Таким образом, <Б> сразу же после заключения договора найма жилого помещения необходимо было обратиться к командованию части с соответствующим рапортом с приложением требуемых документов.
Согласно материалам дела, <Б>, включенный по решению суда с составом семьи 3 человека с 25 июня 2015 года в списки на предоставление служебного жилого помещения, после ознакомления с уведомлением от 5 августа 2016 года о включении его в указанные списки, обратился по команде с рапортом 1 сентября 2016 года. В рапорте, к которому приложил договоры найма жилого помещения от 1 июля 2015 года и 1 июня 2016 года, он просил выплатить ему денежную компенсацию за наём жилого помещения за период с 3 июля 2015 года по 31 августа 2016 года в размере 215219 рублей 62 копейки.
На основании этих документов начальником 350 ВП МО РФ 2 сентября 2016 года был издан приказ о выплате <Б> денежной компенсации за наём жилого помещения с июля 2015 года по август 2016 года. Отказ руководителя ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» выплатить указанную компенсацию административный истец обжаловал в суд.
Гарнизонный военный суд, удовлетворяя требования <Б>, исходил из того, что он с 25 июня 2015 года включен в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, проживает в жилом помещении по договорам найма жилого помещения, имеется приказ о выплате ему денежной компенсации, размер которой рассчитан в соответствии с действующим законодательством, а причина обращения <Б> с рапортом о выплате компенсации  только 1 сентября 2016 года (обжалование в суд действий должностных лиц, связанных с отказом в постановке на учёт нуждающихся в служебном жилом помещении) является уважительной.
Между тем, данный вывод суда не основан на правильном толковании закона.
Из приведённых выше норм следует, что право на получение денежной компенсации за наём жилого помещения военнослужащий приобретает со дня обращения с рапортом о выплате указанной компенсации с приложением документов, свидетельствующих о наличии у него такого права.
Обращение с рапортом о выплате компенсации за наём жилого помещения только 1 сентября 2016 года за предшествующий период указывает на ошибочность вывода суда о праве административного истца на получение данной компенсации, поскольку её выплата имеет заявительный характер. При этом каких-либо уважительных причин, препятствовавших обращению <Б> до 3 июля 2015 года с рапортом к командованию о выплате компенсации за наём жилого помещения, материалы дела не содержат.
Обжалование действий начальника жилищного органа, связанных с отказом в признании административного истца нуждающимся в служебном жилом помещении по месту прохождения военной службы и, как следствие, обращение <Б> с рапортом о выплате компенсации  только 1 сентября 2016 года, не является уважительной причиной позднего обращения административного истца с указанным рапортом.
82

С нами Вы сможете купить квартиру в Краснодаре






  • консультацию о стоимости и наличии квартир в новостройках Краснодара, которые можно купить по программе "Военная ипотека"
  • консультацию об оформлении новостройки по военной ипотеке
ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ