ЗАДАТЬ ВОПРОС
Получение военнослужащим высшего образования по избранной специальности непосредственно перед увольнением с военной службы признано обстоятельством, исключающим направление его на профессиональную переподготовку.
21 апреля 2015 года С. в связи с предстоящим увольнением с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями обратился к командиру воинской части с рапортом о направлении его на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей.
Просьба заявителя была оставлена без удовлетворения на том основании, что им пропущен установленный п. 15 «Инструкции о порядке и условиях реализации военнослужащими органов Федеральной службы безопасности, проходящими военную службу по контракту, права на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей», утверждённой приказом ФСБ России от 26 января 2009 года № 22, срок для обращения с таким рапортом. Кроме того, Сапрыкин И.В. имеет две квалификации, полученные в период прохождения военной службы: «экономист-финансист» и « юрист».
В заявлении в суд С. просил признать незаконными действия командира войсковой части 53916, связанные с отказом в направлении его на профессиональную переподготовку и обязать должностное лицо включить его в списки военнослужащих, направляемых на профессиональную переподготовку, с последующим направлением списка в Санкт-Петербургский филиал НОУ ДПО «ЦИПК Росатом», а также произвести соответствующую оплату этой переподготовки и направить его в данное образовательное учреждение для профессиональной переподготовки по избранной специализации. По его мнению, наличие у него нескольких высших образований не может являться основанием для отказа в удовлетворении законного требования.
Согласившись с доводами заявителя, Санкт-Петербургский гарнизонный военный удовлетворил его заявление полностью.
Ленинградский окружной военный суд признал изложенные в решении выводы не основанными на законе и не соответствующими материалам дела.
Право военнослужащих на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение предусмотрено п. 4 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих». При этом обязанность по определению порядка и условий переподготовки возложена на федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Реализуя свои полномочия, директор ФСБ России приказом от 26 января 2009 года № 22 «О порядке и условиях реализации военнослужащими органов федеральной службы безопасности, проходящими военную службу по контракту, права на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей», утвердил одноимённую Инструкцию, в которой установил условия и порядок реализации этого права военнослужащими органов федеральной службы безопасности, проходящими военную службу по контракту, к которым относился и С.. Приказ зарегистрирован в Минюсте России 20 февраля 2009 года № 13411.
В пункте 15 Инструкции определен конкретный срок подачи рапорта военнослужащим о направлении на переподготовку. Несмотря на наличие убедительных доказательств о пропуске С. установленного срока, суд первой инстанции пришел к противоположному выводу о своевременном обращении заявителя. При этом доводы командования о нарушении самим С. процедуры направления на переподготовку судом опровергнуты не были.
Кроме того, суд оставил без внимания то, что С. в 1987 году окончил Ярославское высшее военное финансовое училище им. Хрулёва А.В. по специальности «экономист - финансист» и, в соответствии с полученным образованием, проходил военную службу на соответствующих должностях.
В 2014 году он получил второе высшее образование в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина по специальности «юрист» в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Таким образом, С. фактически реализовал перед увольнением с военной службы право на получение образования по одной из гражданских специальностей, которое в данном конкретном случае не требует переподготовки с целью адаптации к новым экономическим и социальным условиям после увольнения с военной службы. Факт получения заявителем второго высшего образования за год до достижения предельного возраста пребывания на военной службе после формального истечения срока военной службы свидетельствует о том, что квалификация «юрист» была избрана и получена С. именно в целях адаптации к новым условиям жизни.
При таких обстоятельствах командир воинской части обоснованно отказал заявителю в направлении на профессиональную переподготовку.
Поскольку необходимые для правильного принятия решения обстоятельства по делу установлены гарнизонным военным судом, который дал им неправильную оценку, в результате чего неправильно применил нормы материального права, окружной военный суд отменил и принял новое решение об отказе в удовлетворении заявленных С. требований.
Определением от 25 апреля 2017 года № 202-КГ 17-1 Верховный Суд РФ оставил апелляционное определение без изменения.
[57]

  • Проконсультируем по вопросам службы и жилья. 
  • Поможем купить квартиру по военной ипотеке. 

Пользоваться нашими услугами удобно и выгодно.

ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ