ЗАДАТЬ ВОПРОС
Несообщение лицом, допущенным к сведениям, составляющим государственную тайну, данных о наличии у него двойного гражданства является достаточным основанием для отстранения его от работы с указанными сведениями и в спецсооружениях, а также прекращения допуска к государственной тайне.
Приказом командира войсковой части 000 от 20 октября 2017 г. капитан-лейтенант Лунёв, назначенный на воинскую должность в названной воинской части, с указанной даты допущен к работе и документам по первой форме допуска к государственной тайне.
В феврале 2018 г. в воинскую часть поступила копия постановления следователя от 15 февраля 2018 г. о возбуждении в отношении Лунёва уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 330.2 УК РФ (Неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве).
Принимая во внимание данное обстоятельство, а также, учитывая, что при переоформлении административному истцу допуска к государственной тайне по прежнему месту военной службы в октябре 2017 г. начальником отдела Федеральной службы безопасности РФ в карточке-допуске Лунёва поставлена особая отметка о нарушении обязательств, которые могли быть основанием для отказа ему в указанном допуске, командир войсковой части 000 издал приказ от 21 февраля 2018 г. об отстранении административного истца от работы со сведениями, составляющими государственную тайну, до принятия решения о возможности или невозможности его дальнейшей работы с указанными сведениями.
В ходе служебного разбирательства установлено, что Лунёв имеет паспорт гражданина Украины, о чем в анкетных данных не указал. Однако, несмотря на это, а также на наличие особой отметки в пункте 7 карточки-допуска, командованием войсковой части 000 в октябре 2017 г. ему переоформлен допуск к государственной тайне по первой форме.
Руководствуясь требованиями Инструкции о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации и граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 27 октября 2010 г. № 1313, и принимая во внимание представление отдела ФСБ России, поступившее в часть, командир войсковой части 000 издал приказ от 15 марта 2018 г. о прекращении Лунёву допуска к государственной тайне.
Приказом того же должностного лица от 4 апреля 2018 г. административный истец отстранён от работ в специальных сооружениях воинской части и ему прекращено льготное исчисление выслуги лет для начисления пенсии.
Постановлением следователя от 30 марта 2018 г. уголовное дело в отношении Лунёва прекращено по основанию, предусмотренному частью 1 статьи 28 УПК РФ (в связи с деятельным раскаянием).
Посчитав свои права нарушенными, Лунёв обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором оспорил названные приказы и просил, обеспечить его всеми видами довольствия, недополученного в связи с их изданием названных приказов, и возобновить льготное исчисление выслуги лет на пенсию.
Удовлетворяя административный иск, Тверской ГВС исходил из того, что оснований для прекращения Лунёву допуска к государственной тайне у командования не имелось.
Однако такие выводы суда не соответствовали обстоятельствам административного дела и были основаны на неправильном применении им норм материального права.
Отменяя по указанным основаниям решение ГВС и принимая новое решение об отказе в удовлетворении иска, в том числе и по процессуальным основаниям, суд второй инстанции указал следующее.
Из материалов дела усматривалось, что, начиная с 2005 года, последовательно заключая новые контракты о прохождении с военной службы с Министерством обороны РФ в лице начальника Санкт-Петербургского военно-морского института и командиров войсковых части 000, 000, Лунёв, допущенный к сведениям особой важности, принимал на себя обязательства соблюдать требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне, своевременно информировать кадровые подразделения об изменении анкетных и автобиографических данных, представлять сведения о возникновении оснований для отказа в допуске к государственной тайне, предусмотренных Законом РФ «О государственной тайне».
Действительно, в личном деле Лунёва, на что обратил внимание суд первой инстанции, имеются анкета 2002 г., автобиографии 2008 и 2011 годов, копии свидетельства о рождении и документов о среднем общем образовании, из которых следует, что административный истец и его родственники проживали и он обучался в школе на территории Украины, а по достижении шестнадцатилетнего возраста районным отделом Управления Министерства внутренних дел г. Севастополя в 2001 г. ему выдан паспорт гражданина Украины.
Вместе с тем собранными по делу доказательствами подтверждалось, что в 2010 г. по достижении двадцатипятилетнего возраста Лунёв прибыл на Украину, где в установленном порядке органом внутренних дел в паспорт гражданина Украины ему была вклеена новая фотографическая карточка, соответствующая этому возрасту, для подтверждения действительности документа. Однако о данном обстоятельстве, так же как и о наличии у него действительного паспорта гражданина Украины, административный истец сообщил командованию войсковой части 000, в которой на тот момент проходил военную службу, только спустя пять лет – в августе 2015 г.
В связи с этим судебная коллегия пришла к выводу о том, что в период с 2010 по 2015 годы Лунёв нарушал взятые на себя обязательства перед государством по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, отражённые в контракте о прохождении военной службы.
Кроме того, статьёй 21 Закона РФ «О государственной тайне» предусмотрено, что допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Этой же нормой установлено три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трём степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным.
Постановлением Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 1003 утверждено Положение о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне.
Согласно пункту 3 названного Положения, лица, имеющие двойное гражданство, полученное в соответствии с Законом РСФСР «О гражданстве РСФСР», допускаются к государственной тайне в порядке, определённом для должностных лиц и граждан Российской Федерации. Указанные лица допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, с грифом «секретно» только после проведения проверочных мероприятий органами федеральной службы безопасности.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает допуск лиц, имеющих двойное гражданство, к сведениям особой важности.
Из материалов дела усматривается, что в мае 2002 г. административный истец приобрёл гражданство Российской Федерации на основании Закона РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» (до 14 июля 1993 г. – Закон РСФСР «О гражданстве РСФСР»).
Приведённые выше обстоятельства свидетельствуют о том, что у командира воинской части имелись законные основания для отстранения Лунёва от работы со сведениями, составляющими государственную тайну, последующего прекращения ему указанного допуска и отстранения в связи с этим от работ в специальных сооружениях.
Таким образом, оспариваемые Лунёвым приказы командира войсковой части 000 соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим отношения, связанные с допуском лиц к государственной тайне и её защитой в интересах обеспечения безопасности государства, и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
<61>

  • Проконсультируем по вопросам службы и жилья. 
  • Поможем купить квартиру по военной ипотеке. 

Пользоваться нашими услугами удобно и выгодно.

ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ