Может ли военнослужащий проходить военную службу не на воинской должности?

Согласно положениям п. 4 ст. 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и п.п. «а», «в» п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, зачисленный в распоряжение командования, может проходить военную службу не на воинской должности только лишь до вынесения решения по уголовному делу.
    Решением гарнизонного военного суда прапорщику К. отказано в удовлетворении требования о восстановлении его в прежней должности после вступления в законную силу приговора, которым ему назначено наказание в виде штрафа. Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку командованием принято решение об увольнении К. с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, а перед заседанием аттестационной комиссии по данному вопросу заявитель находился в основном и дополнительном отпусках, то у командования отсутствовали основания для назначения заявителя на воинскую должность.
С этими выводами суда судебная коллегия не согласилась по следующим основаниям.  
В соответствии с п. 4 ст. 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях, в том числе в случае нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела – до вынесения решения по уголовному делу.
Аналогичное требование содержится в подп. «а» и «в» п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы, где указано, что зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается в случае освобождения от воинской должности и в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела до вынесения решения по уголовному делу.
Из приведенных норм следует, что военнослужащий, зачисленный в распоряжение командования по данному основанию, может проходить военную службу не на воинской должности только лишь до вынесения решения по уголовному делу. В последующем командование должно принять все меры для назначения данного военнослужащего на воинскую должность, увольнения с военной службы или зачисления в распоряжение по другому основанию.
Между тем согласно материалам дела приговор по уголовному делу в отношении К. вступил в законную силу 30 июля 2013 г., а командиром воинской части не решен вопрос о назначении заявителя на воинскую должность на день рассмотрения дела судом.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении требования К. о назначении его на воинскую должность является неправильным.
Таким образом, поскольку бездействие командования, связанное с непринятием мер для назначения заявителя на должность, нарушило права заявителя, то в апелляционном порядке решение гарнизонного военного суда отменено, а заявление удовлетворено.
<21>