Как должен осуществляться перевод военнослужащих к новому месту военной службы?

Перевод военнослужащих к новому месту военной службы должен осуществляться согласно Инструкции по организации и проведению перевода офицеров Вооруженных Сил РФ к новому месту военной службы, утвержденной в целях совершенствования системы комплектования воинских должностей, подлежащих замещению офицерами, в соответствии с указаниями Министра обороны РФ от 16 ноября 2009 г. № 205/2/778.
Б. обратился в суд с заявлением, в котором оспорил действия Министра обороны РФ, связанные с назначением его на равную воинскую должность в штаб Балтийского флота, просил признать незаконным приказ названного воинского должностного лица от 20 декабря 2011 г. в части назначения его на воинскую должность начальника отделения отдела эксплуатации и технического обслуживания штаба Балтийского флота и обязать Министра обороны РФ отменить этот приказ.
Решением гарнизонного военного суда от 1 февраля 2012 г. в удовлетворении заявления отказано.
Решение суда отменено по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что действия воинского должностного лица, издавшего оспариваемый приказ, о назначения Б. на равную воинскую должность в штаб Балтийского флота являются правомерными, так как заявитель дал согласие на такой перевод.
Между тем, данный вывод суда является ошибочным по следующим основаниям.
В соответствии с подп. 2 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082, Министерство обороны Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной для него сфере деятельности.
Подпунктами 29, 36 и 38 п. 7 Положения к компетенции Министерства обороны Российской Федерации также относится: организация комплектования, формирование и проведение кадровой политики, осуществление подбора и расстановки кадров, а также организация прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. В целях организации исполнения в Министерстве обороны Российской Федерации федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов, поручений и указаний Президента Российской Федерации, актов и поручений Правительства, реализации Министерством обороны своих полномочий Министром обороны РФ, а также иными руководящими должностными лицами Министерства обороны в пределах их полномочий принимаются соответствующие решения. Решения Министра обороны Российской Федерации и иных руководящих должностных лиц Министерства обороны оформляются в виде правовых актов.
Видами правовых актов, в соответствие с п. п. 54 и 59 Регламента Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Минобороны РФ от 30 ноября 2006 г. № 100, в частности являются приказ, директива, указания Министра обороны Российской Федерации, которые обязательны для всего личного состава Вооруженных Сил РФ.
Применительно к рассматриваемым правоотношениям, перевод Б. к новому месту военной службы в управление штаба Балтийского флота, дислоцированное в городе К., то есть в местность, где срок военной службы постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2000 г. № 434 не установлен, осуществлялся по служебной необходимости.
Следовательно, в данном случае гарнизонному военному суду следовало исходить из того, что проведение мероприятий по переводу заявителя к новому месту военной службы должно осуществляться в соответствии с Инструкцией по организации и проведению перевода офицеров Вооруженных Сил РФ к новому месту военной службы, утвержденной в целях совершенствования системы комплектования воинских должностей, подлежащих замещению офицерами указаниями Министра обороны РФ от 16 ноября 2009 г. № 205/2/778, согласно п. 7 которой не подлежат переводу офицеры в год окончания контракта о прохождении военной службы и за 3 года до достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе.
Судом было установлено, что на момент назначения заявителя на равную воинскую должность Балтийского флота до достижения им предельного возраста пребывания на военной службе оставалось менее трех лет.
Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу о том, что воинскими должностными лицами допущены нарушения требований положений вышеприведенной Инструкции.
С учетом изложенного судебная коллегия отменила решение суда и приняла новое решение, которым заявление Б. удовлетворила.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что судьями гарнизонных военных судов недостаточное внимание уделяется изучению как методических рекомендаций Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, так и обзорных справок окружного военного суда.
Также некоторые судьи продолжают допускать ошибки при применении норм действующего законодательства, регулирующих вопросы прохождения военной службы, что свидетельствует о некачественной подготовке к рассмотрению дел данной категории, а также о невнимательности в целом.
В целях недопущения аналогичных ошибок и повышения качества принимаемых судебных решений при рассмотрении дел данной категории, полагаю необходимым рекомендовать председателям гарнизонных военных судов организовать дополнительное изучение судьями методических рекомендаций Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, обзорных справок окружного военного суда, а также данной справки, использовать содержащиеся в них замечания и рекомендации в практической работе.
<11>