Законно ли требование военнослужащего о выплате единовременного пособия при увольнении с военной службы с учетом повышающего коэффициента в связи с замещением должности летного состава и наличием квалификационного разряда?

Требование военнослужащего о выплате единовременного пособия при увольнении с военной службы с учетом повышающего коэффициента в связи с замещением должности летного состава и наличием квалификационного разряда на нормах действующего законодательства не основано.
Ч. проходил военную службу по контракту на должности командира авиационного отряда. В связи с увольнением с военной службы Ч. соответствующим приказом установлено выплатить единовременное пособие при увольнении с военной службы (далее – пособие) в размере восьми окладов денежного содержания с учетом увеличения размера пособия на один оклад в связи с награждением государственной наградой.
Полагая, что пособие подлежит выплате с применением установленного к его должностному окладу коэффициента 1,3 в связи с замещением должности летного состава и наличием квалификационного разряда «летчик-снайпер», Ч. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил обязать Единый расчетный центр МО РФ выплатить пособие с учетом повышающего коэффициента
Реутовский гарнизонный военный суд административное исковое заявление удовлетворил и обязал руководителя ЕРЦ произвести перерасчет и выплату Ч. пособия с учетом указанного коэффициента.
Отменяя указанное решение и принимая новое об отказе в удовлетворении требований Ч., суд второй инстанции исходил из следующего.
Гарнизонный военный суд, удовлетворяя административное исковое заявление, указал на то, что на момент увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части Ч. находился на летной должности и денежное довольствие ему выплачивалось с учетом указанного увеличения за квалификационный разряд, поэтому и пособие подлежало исчислению от увеличенного оклада.
Однако такой вывод основан на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 совместного приказа Министра обороны РФ № 288, МВД России № 627, МЧС России № 386, ФСБ России № 369, ФТС России № 855 от 12 июля 2007 г., изданного во исполнение постановления Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 396 «Об определении квалификации лётного состава государственной авиации», военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, замещающим должности лётного состава, имеющим присвоенный в установленном порядке квалификационный разряд «летчик-снайпер» выплачивается оклад по соответствующей должности с учётом коэффициента 1,3.
Кроме того, согласно подпункту «в» пункта 1 названного приказа указанным военнослужащим от увеличенных окладов по воинской должности исчисляются ежемесячные и иные дополнительные выплаты денежного довольствия, в том числе единовременного характера.
Исходя из положений статей 12, 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей на момент издания упомянутого выше приказа, то есть до внесения в закон соответствующих изменений Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. № 309-ФЗ, денежное довольствие военнослужащих состояло из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляли оклад месячного денежного содержания военнослужащих, а также месячных и иных дополнительных выплат, предусмотренных статьей 13 того же закона, в состав которых пособие не входило.
Его выплата военнослужащим при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями осуществлялась на основании нормы части 3 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в той же редакции (Увольнение граждан с военной службы и право на трудоустройство).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащих и отдельные выплаты военнослужащим выплачиваются с учётом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
Согласно части 2 статьи 2 того же закона денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К отдельным выплатам согласно статье 3 названного закона относится, в том числе пособие, которое выплачивается в размере двух окладов денежного содержания при общей продолжительности военной службы менее 20 лет, и семи окладов – при общей продолжительности военной службы 20 лет и более. Кроме того, пособие подлежит увеличению на один оклад денежного содержания военнослужащим, удостоенным в период прохождения военной службы государственных наград и почётных званий.
Согласно пункту 144 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждённый приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. № 2700 (далее – Порядок), при выплате пособия увольняемым военнослужащим, в том числе военнослужащим, направленным не на воинские должности, в расчет принимаются оклады по последней штатной воинской должности (должностные оклады), получаемые военнослужащими на день увольнения с военной службы, и оклады по воинскому званию.
Вместе с тем в силу пункта 21 Порядка военнослужащим, имеющим право на увеличение (повышение) в соответствии с федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ окладов по воинским должностям, ежемесячные и иные дополнительные выплаты исчисляются исходя из увеличенных (повышенных) окладов по воинским должностям, если иное не предусмотрено этими федеральными законами и актами.
Таким образом, ни законодательство, регулировавшее порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием и предоставления им иных выплат на момент издания указанного выше совместного приказа, ни действующее законодательство не предусматривало и не предусматривает исчисление отдельных выплат, в том числе пособия, исходя из увеличенных (повышенных) окладов по воинским должностям.
В этой связи судебная коллегия признала необоснованным вывод гарнизонного военного суда о том, что действиями ЕРЦ, связанными с выплатой Ч. пособия без учета увеличения оклада в связи с имеющимся у него квалификационным разрядом, были нарушены его права.
<62>