При каком условии военнослужащему возмещаются расходы по проезду в отпуск?

Расходы по проезду в отпуск возмещаются военнослужащему при условии представления документов, отвечающих требованиям нормативных правовых актов.
    
Решением Воркутинского гарнизонного военного суда удовлетворено административное исковое заявление П. Суд признал незаконными действия начальника филиала федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «3 финансово – экономическая служба, связанные с отказом оплатить П. транспортные расходы, понесенные им в период с 8 августа по 27 сентября 2017 года при проезде к месту проведения отпуска и обратно, в размере 2 309 рублей и обязал начальника Филиала выплатить истцу указанные денежные средства.

Ленинградский окружной военный суд отменил решение по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что П. в период с 8 августа по 27 сентября 2017 года  находился в основном отпуске за 2017 год, после чего представил в Филиал авансовый отчет от 11 октября того же года с целью оплаты ему расходов, связанных с проездом к месту проведения отпуска и обратно. К авансовому отчету он приложил соответствующие проездные документы, в том числе и автобусный билет от ст. Киров до ст. Камбарка.

Однако они был возвращены начальником Филиала, поскольку представленный истцом  автобусный билет не соответствовал требованиям бланка строгой отчетности, не содержал ряд обязательных реквизитов. При этом начальник Филиала в соответствующем письме указал, что после устранения недостатков авансовый отчет П. будет принят к учету и к возмещению расходов.

В обжалуемом решении суд первой инстанции хотя и указал на недостатки проездного документа, но признал его надлежащим доказательством, подтверждающим факт проезда П. по маршруту следования, и на этом основании постановил возместить ему расходы.

Вместе с тем, данный вывод не соответствует обстоятельствам административного дела и основан на неправильном применении норм материального права.

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 20  Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими и (или) экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом один раз в год по территории Российской Федерации к месту использования основного (летнего каникулярного) отпуска и обратно.

В соответствии с  пунктом 85 действовавшего в период спорных правоотношений «Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации», утвержденного приказом Министра обороны РФ от 6 июня 2001 года № 200, лицам, имеющим право на проезд или перевозку личного имущества за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, не получившим или не использовавшим воинские перевозочные документы, расходы возмещаются по фактически произведенным затратам, но не выше норм, установленных для соответствующих категорий воинских пассажиров.

Основанием для возмещения расходов в указанных случаях являются рапорт (заявление), документы, подтверждающие право на проезд или перевозку личного имущества за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (предписание, отпускной билет, командировочное удостоверение с соответствующими отметками о пребывании в пунктах проведения отпуска  и документы о произведенных расходах, в том числе проездные билеты, квитанции о доплатах.

Обязательные реквизиты билета устанавливаются правилами перевозок пассажиров, что следует из пункта 2 статьи 20 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Пунктом 43 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 года № 112, установлено, что билет должен содержать обязательные реквизиты, в том числе (форма №1 – разовый билет для проезда в пригородном и междугородном сообщении с фиксированной датой и временем отправления) наименование, серию и номер билета; наименование организации, выдавшей билет; вид транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажира; зону действия билета; дату отправления; время отправления; дату прибытия; время прибытия; место; сумму; дату и время продажи билета.

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что перечисленные реквизиты билета являются обязательными, в том числе и для решения вопроса об оплате военнослужащему транспортных расходов, понесенных им при следовании в отпуск и обратно.

В судебном заседании установлено, что представленный П. с авансовым отчетом автобусный билет от ст. Киров до ст. Камбарка не содержит ряд установленных обязательных реквизитов, не является бланком строгой отчетности, изготовленным типографским способом (формируемым с использованием автоматизированных систем).

Следовательно, у начальника Филиала, вопреки изложенному в оспариваемом судебном акте соответствующему выводу, отсутствовали правовые основания для оплаты административному истцу транспортных расходов, понесенных им при следовании в отпуск и обратно, на основании неправильно составленного (не подтвержденного надлежащими проездными документами) авансового отчета.

При таких обстоятельствах ссылка гарнизонного военного суда на иные сведения, подтверждающие транспортные расходы П. при следовании в отпуск и обратно, является несостоятельной.

На основании изложенного окружной военный суд  отменил решение гарнизонного военного суда и принял новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.  
[59]