При каких условиях производится выплата денежной компенсации за дополнительные сутки отдыха?

Выплата денежной компенсации за дополнительные сутки отдыха производится военнослужащим при условии непосредственного участия в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
    
   Решением  Псковского  гарнизонного военного суда удовлетворено административное исковое заявление Р., в котором он просил признать незаконными действия начальника территориального финансового органа, выразившиеся в отказе согласовать проект приказа командира войсковой части 29760 в части выплаты ему денежной компенсации в сумме 69 000 рублей за 60 дополнительных суток отдыха, которые полагались ему за время нахождения с 1 марта по 31 мая 2017 года в служебной командировке в составе Объединенной группировке войск (сил) по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Принимая данное решение, суд указал на привлечение административного истца в период с 1 марта по 31 мая 2017 года к выполнению специальных задач, относящихся к мероприятиям, которые проводятся при необходимости без ограничения продолжительности еженедельного служебного времени, что предполагает возникновение у него права на дополнительные сутки отдыха и, как следствие, на получение по его просьбе денежной компенсации взамен неиспользованных суток отдыха.

Ленинградский окружной военный суд отменил решение, поскольку выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на неверном  толковании норм материального права, регулирующих основания выплаты оспариваемой денежной компенсации.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 11  Федерального закона «О статусе военнослужащих», устанавливающими общую продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также гарантирующими возможность предоставления им дополнительных суток либо выплаты по просьбе военнослужащих вместо предоставления дополнительных суток отдыха денежной компенсации за каждые положенные дополнительные сутки отдыха, обязательным условием производства этой выплаты является участие военнослужащих в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

В соответствии с пунктом 5 Порядка учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха – приложения № 2 к Положению о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, время привлечения военнослужащих к таким мероприятиям учитывается в сутках. За каждые трое суток привлечения к названным мероприятиям указанному военнослужащему предоставляются двое суток отдыха, установленных пунктом 3 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (из расчета распределения служебного времени и времени отдыха в одних сутках - 8 часов и 12 часов).

Согласно пункту 2 приказа Министра обороны  РФ от 14 февраля 2010 года № 80 «О порядке и условиях выплаты военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха» документальным основанием для выплаты соответствующей компенсации являются:
- приказы должностных лиц от командира соединения (ему равного) и выше о привлечении военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени с указанием в них необходимости и периода проведения мероприятий;
- приказы командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп о привлечении военнослужащих к выполнению задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена в соответствии с законодательством Российской Федерации к зоне вооруженного конфликта, с указанием периодов (времени) фактического выполнения военнослужащими задач в указанных условиях;
- приказы командиров воинских частей (руководителей организаций) о выплате военнослужащим денежной компенсации с указанием количества дополнительных суток отдыха, за которые выплачивается денежная компенсация, и ее суммы, издаваемых на основании рапортов военнослужащих.
    
Таким образом, право на получение денежной компенсации у военнослужащего возникает при наличии совокупности приведенных выше фактических и правовых условий, которые судом первой инстанции надлежащим образом не установлены.

Из материалов дела усматривается, что в указанный в проекте приказа командира войсковой части 29760 период с 1 марта по 31 мая 2017 года Р. находился в служебной командировке в составе Объединенной группировки войск (сил) по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, размещенной в Чеченской Республике.

Однако служебные командировки не включены в Перечень мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих, утвержденный приказом Министра обороны  РФ от 10 ноября 1998 года № 492, в связи с чем, вопреки выводам суда первой инстанции, правовых и фактических оснований для включения в проект приказа о выплате Р. денежной компенсации всего времени пребывания в служебной командировке не имелось.

В то же время одним из мероприятий в названном Перечне поименовано выполнение боевых и (или) специальных задач, определенных законодательными и (или) иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 15).

В материалах дела имеются выписки из приказов руководителя оперативной группы от Вооруженных Сил Российской Федерации – заместителя командующего Объединенной группировкой войск (сил) по проведению контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона, согласно которым Р. принимал непосредственное участие в выполнении предусмотренных пунктом 15 Перечня задач в рамках контртеррористической операции в соответствии с Федеральным законом о противодействии терроризму» только  в течение 27 суток.

Таким образом, во время служебной командировки Р. лишь в ограниченные периоды времени привлекался к мероприятиям, участие в которых в силу вышеприведенных правовых норм дает право на предоставление дополнительных суток отдыха и, как следствие, выплату по его просьбе оспариваемой денежной компенсации взамен неиспользованного отдыха.

Выводы суда первой инстанции о том, что Р. все время нахождения в служебной командировке выполнял специальные задачи, основанные на анализе изложенных в представленных документах целей и задач данного мероприятия, являются неубедительными и надлежащими средствами доказывания (приказами полномочных должностных лиц) не подтверждены.

Следовательно, отказ руководителя финансового органа согласовать проект приказа командира войсковой части 29760 о выплате Р. денежной компенсации за 60 дополнительных суток отдыха, рассчитанных за весь период служебной командировки, не противоречит закону и прав административного истца не нарушает.

При таких обстоятельствах окружной военный суд отменил решение и принял новое решение  об отказе в удовлетворении административного иска.
[59]