ЗАДАТЬ ВОПРОС
Выплаченная военнослужащему, непризнанному в установленном порядке, нуждающимся в служебном жилом помещении, денежная компенсация за поднаем жилого помещения не может быть взыскана с него в качестве неосновательного обогащения при условии установления факта необеспеченности его жилым помещением.
    
000, с сентября 2013 г. проходящему военную службу по контракту в ФКУ «Центральный военный клинический госпиталь имени П.В. Мандрыка» Министерства обороны Российской Федерации (далее – госпиталь), необеспеченному вместе с семьей из трех человек по месту службы в г. 000 жилым помещением и осуществляющему его поднаем на основании рапортов и соответствующих приказов начальника госпиталя с сентября 2013 г. по август 2015 г. была выплачена денежная компенсация на общую сумму 000 руб.
Финансовой проверкой, проведенной в госпитале в июне 2016 г., установлена неправомерность действий начальника госпиталя по выплате 000 компенсации до 16 сентября 2014 г., поскольку до указанной даты он не состоял в списке на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
В связи с этим начальник госпиталя обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил взыскать с 000а денежные средства, выплаченные ему за период с сентября 2013 г. по 15 сентября 2014 г. в качестве компенсации, на общую сумму 00 рублей, как неосновательно полученной.
Московский гарнизонный военный суд иск удовлетворил частично и взыскал с ответчика в пользу истца 00 руб., выплаченные ему в счёт компенсации за период с января по 15 сентября 2014 года, отказав во взыскании компенсации за период с сентября по декабрь 2013 г. в связи с пропуском срока исковой давности.
Частично удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что компенсация выплачивается военнослужащим и членам их семей, нуждающимся в обеспечении служебными жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, а факт нуждаемости военнослужащего в жилье должен подтверждаться нахождением его на соответствующем жилищном учёте, на который ответчик был принят только 16 сентября 2014 г. Следовательно, до указанной даты компенсация выплачивалась ему неправомерно и подлежит возврату как неосновательное обогащение.
Отменяя решение гарнизонного военного суда и принимая новое об отказе в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Действительно, исходя из положений подпунктов 1-3 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и пунктов 2 и 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280, одним из условий обеспечения военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей служебными жилыми помещениями, а при отсутствии таковых условием выплаты им денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений является нуждаемость военнослужащих с членами семьи в этих жилых помещениях, которая подтверждается принятием на соответствующий учет, для чего военнослужащими в структурное подразделение уполномоченного органа подаются заявления и необходимые для решения этого вопроса документы.
По делу установлено, что ответчик, несмотря на необеспеченность жилым помещением по месту прохождения военной службы в г. 000 с сентября 2013 г., состоит в списках на предоставление служебных жилых помещений с 16 сентября 2014 г.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Частью 4 ст. 1109 ГК РФ установлено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Как видно из материалов дела, 000 при обращении к командованию в 2013 г. с рапортом о выплате компенсации за наём жилого помещения не представлял данных, подтверждающих нахождение его на учете нуждающихся в служебных жилых помещениях. О том что истцу было известно о ненахождении ответчика на жилищном учете в момент издания приказа о выплате компенсации следовало и из искового заявления.
Та000 образом, истцу безусловно было известно об отсутствии достаточных оснований для выплаты 000 спорной компенсации, то есть об отсутствии обязательства по производству данной выплаты.
Кроме того, в силу п. 14  Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 г. № 235, выплата компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы на основании рапорта военнослужащего, в котором указываются: дата начала найма (поднайма) жилья, дата прибытия членов семьи к новому месту военной службы (регистрации по месту жительства или пребывания), наименование населенного пункта, в котором производится наем (поднаем) жилого помещения, размер фактической оплаты за жилое помещение, а также принимается обязательство сообщить командиру воинской части (начальнику организации) о прекращении действия права на получение денежной компенсации или права на получение ее в повышенных размерах, в том числе в случаях поступления членов семьи на военную или правоохранительную службу в федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.
Как следует из поданного ответчиком рапорта от 02 октября 2013 г. о выплате ему компенсации, вышеуказанные положения 000ом были соблюдены, а требование о предоставлении документа, подтверждающего факт нахождения на учёте нуждающихся в служебных жилых помещениях, ему командованием не предъявлялось.
Более того, данное условие для выплаты компенсации не было прямо предусмотрено законодательством, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, и установлено абзацем 2 п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам РФ, проходящим службу по контракту, гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909, в редакции, действующей с 30 сентября 2015 г.
С учетом изложенного суд второй инстанции, учитывая необеспеченность 000а жильем по месту службы до принятия на жилищный учет принял делу новое решение, которым отказал начальнику госпиталя в удовлетворении иска.
<60>

  • Проконсультируем по вопросам службы и жилья. 
  • Поможем купить квартиру по военной ипотеке. 

Пользоваться нашими услугами удобно и выгодно.

ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ