Как осуществляется индексация единовременного пособия, предусмотренного частью 12 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»?

Исходя из действующего правового регулирования, индексация единовременного пособия, предусмотренного частью 12 статьи 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», осуществляется в рамках установленного публично-правового механизма на основании части 16 статьи 3 того же закона.
В связи с вступлением в силу с 1 января 2012 г. Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее – Закон) П., признанный не годным к военной службе вследствие военной травмы и уволенный с военной службы в отставку, обратился к командиру войсковой части 000 с просьбой произвести выплату единовременного пособия, установленного пунктом 1 части 12 статьи 3 Закона, в размере 00000 руб., то есть с учетом 00 000 руб. - суммы, которая ранее выплачена ему в качестве единовременного пособия, предусмотренного Федеральным законом «О противодействии терроризму», однако в удовлетворении этой просьбы ему отказано.
Решением Реутовского гарнизонного военного суда от 17 декабря 2015 г. военному прокурору 51 военной прокуратуры (гарнизона) отказано в удовлетворении иска, поданного в защиту интересов П., о взыскании единовременного пособия в размере 00000 руб.
Апелляционным определением Московского окружного военного суда от 25 февраля 2016 г. решение суда первой инстанции отменено, и с войсковой части 000 в пользу П. взыскано 00000 руб., которые получены последним 26 апреля 2016 г.
Полагая, что право на получение указанных денежных средств возникло у него на момент исключения из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, то есть 14 июня 2012 г., П. обратился в суд с иском, в котором просил произвести индексацию названной денежной суммы за период с июня 2012 г. по январь 2016 г. с учетом индекса потребительских цен, рассчитанного Федеральной службой государственной статистики по Московской области, и взыскать с войсковой части 000 в его пользу в счёт возмещения причинённого ущерба 000 руб.
Решением Реутовского гарнизонного военного суда иск П. об индексации единовременного пособия удовлетворен частично. С войсковой части 000 в его пользу взыскано 000 руб. 00 коп., а в удовлетворении иска на большую сумму истцу отказано.
Рассмотрев дело в апелляционном порядке по апелляционным жалобам сторон и оставляя решение гарнизонного военного суда без изменения, судебная коллегия указала следующее.
Пунктом 1 части 12 статьи 3 Закона предусмотрено, что при увольнении с военной службы военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в связи с признанием его не годным к таковой вследствие военной травмы ему выплачивается единовременное пособие в размере 0 млн. руб.
Таким образом, названное единовременное пособие по своей правовой природе является элементом особого публично-правового механизма возмещения вреда пострадавшим военнослужащим и дополнительной социальной гарантией, предоставляемой в случае невозможности продолжения ими военной службы в связи с получением травмы при исполнении обязанностей военной службы.
В силу части 16 статьи 3 Закона размер указанного единовременного пособия ежегодно увеличивается (индексируется) с учётом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) пособия принимается Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2013 г. № 333 «Об индексации в 2013 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы» принято решение исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», осуществить индексацию с применением коэффициента 1,055 единовременных пособий, установленных частями 8 и 12 статьи 3 Закона, решения о выплате которых приняты в 2013 году, и их выплату осуществить в размерах, определенных данным постановлением.
Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2014 г. № 554 «Об индексации в 2014 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы» определено исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», осуществить индексацию с применением коэффициента 1,05 проиндексированных в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2013 г. № 333 единовременных пособий, установленных частями 8 и 12 статьи 3 Закона. Единовременные пособия, решения о выплате (назначении) которых приняты в 2014 году, выплачиваются в размерах, определенных настоящим постановлением.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2014 г. № 1609 «Об индексации в 2015 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы» принято решение исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», осуществить индексацию с применением коэффициента 1,055 проиндексированных в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 июня 2014 г. № 554 единовременных пособий, установленных частями 8 и 12 статьи 3 Закона. Единовременные пособия, решения о выплате (назначении) которых приняты в 2015 году, подлежат выплате в размерах, определенных настоящим постановлением. Данное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г.
В соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. № 68-ФЗ (ред. от 14 декабря 2015 г.) «О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона «О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» действие части 16 статьи 3 Закона приостановлено до 1 января 2017 г., и согласно статье 4.1 в 2016 году пособия и компенсации, предусмотренные частями 8, 9, 10, 12 и 13 статьи 3 Закона, не увеличиваются (не индексируются).
С учетом требований названных правовых актов суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что, исходя из действующего правового регулирования, индексация единовременного пособия, предусмотренного частью 12 статьи 3 Закона, должна осуществляться в рамках установленного публично-правового механизма на основании части 16 статьи 3 Закона, исходя из уровня инфляции, определенного соответствующими Федеральными законами о федеральном бюджете, с применением коэффициентов, установленных Правительством РФ.
В этой связи судебная коллегия отвергла доводы истца о необходимости применения к спорным правоотношениям норм статей 15, 393, 1064, 1082 ГК РФ и доводы ответчика об отсутствие вины командования в задержке выплаты денежных средств.
Принимая во внимание, что единовременное пособие, установленное пунктом 1 части 12 статьи 3 Закона, выплачено П.у в указанном выше размере в апреле 2016 г. на основании апелляционного определения Московского окружного военного суда от 25 февраля 2016 г., суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика денежную сумму, на которую это пособие должно было быть увеличено к моменту его выплаты в связи с индексацией, осуществленной в соответствии с приведёнными выше нормами постановлений Правительства Российской Федерации.
<62>