Законно ли включение в договор найма служебного жилого помещения условия о невозможности регистрации военнослужащего по месту жительства в таком помещении?

Включение в договор найма служебного жилого помещения условия о невозможности регистрации военнослужащего по месту жительства в таком помещении противоречит действующему законодательству.
Начальник территориального отделения «Центрального регионального управления жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации со ссылкой на недопущение удержания заявителем жилого помещения после увольнения с военной службы отказал Б., проходящему военную службу по контракту, в просьбе исключить из договора найма служебного жилого помещения указание о невозможности регистрации заявителя и членов его семьи в таком жилом помещении.
Данный отказ был оспорен заявителем в судебном порядке.
Казанский гарнизонный военный суд в удовлетворении требования заявителя отказал.
Окружной военный суд отменил в апелляционном порядке решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права и принял новое решение об удовлетворении заявления Б.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель добровольно заключил договор найма служебного жилого помещения, содержащий условие о невозможности регистрации заявителя и членов его семьи в предоставленном служебном жилом помещении и предусматривающий только возможность регистрации по месту пребывания. В силу требований ст. 421 ГК РФ, имея возможность внести в договор свои изменения, по своему усмотрению реализовал свое право, подписав данный договор с учетом содержащихся в нем условий.  
Между тем суд первой инстанции оставил без внимания положение п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в котором закреплено, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В п. 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713, указано, что настоящие Правила регулируют порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Согласно п. 3 Правил местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.  
Таким образом, местом жительства Б. является жилое помещение, предоставленное ему и членам его семьи по договору найма служебного жилого помещения, поэтому его просьба о регистрации по указанному адресу является правомерной.
Что касается включения в договор запрета на регистрацию заявителя по месту жительства с целью недопущения удержания Б. жилого помещения после увольнения с военной службы, то окружной военный суд признал его незаконным, поскольку такого основания отказа в регистрации по месту жительства указанные выше правовые нормы не содержат.
Кроме того, из содержания договора следует, что служебное жилое помещение Б. предоставлено на время прохождения военной службы. В случае увольнения с военной службы или при переводе к новому месту службы наниматель и члены его семьи обязаны в течение двух недель освободить его.
Согласие Б. заключить такой договор, предусматривающий запрет на регистрацию по месту жительства, в силу п. 2 ст. 9 и п. 3 ст. 22 ГК РФ не влечет прекращения права заявителя на регистрацию по месту жительства в служебном жилом помещении, предусмотренного п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».    
<48>