Возможна ли отмена решения о принятии военнослужащего на учет нуждающихся в жилых помещениях в случае, если оно было принято без проверки жилищных условий всех членов его семьи?

Решение о принятии военнослужащего на учет нуждающихся в жилых помещениях отменено, поскольку оно было принято без проверки жилищных условий всех членов его семьи.
Решением жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Санкт – Петербургу и Ленинградской области С. составом семьи два человека (она и супруг) отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы в Санкт-Петербурге, предоставляемых по договору социального найма, на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Жилищный орган исходил из того, что истица и ее супруг являются собственниками жилого помещения в Санкт-Петербурге общей площадью 54,50 кв.м., в котором на каждого из них приходится общая площадь, превышающая учетную норму, установленную законом Санкт-Петербурга в размере 9 кв.м.
Удовлетворяя административное исковое заявление, Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд признал незаконным решение жилищной комиссии и обязал ее повторно рассмотреть заявление С. о принятии на учет. При этом суд указал в решении, что в занимаемом жилом помещении, кроме С. и ее супруга, зарегистрированы и проживают два их сына и трое внуков, всего 7 человек, и на каждого проживающего приходится менее установленной учетной нормы, что не было принято во внимание жилищной комиссией.
Ленинградский окружной военный суд отменил решение по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что С. заключила первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года. В связи с этим она и совместно проживающие с ней члены семьи, признанные нуждающимися в жилых помещениях, имеют право на обеспечение жилым помещением по месту службы в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Согласно абзацу 13 названной правовой нормы военнослужащие - граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях, по основаниям, предусмотреннымстатьей 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством РФ.
Пунктами 1 и 2 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года № 512, установлено, что признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан РФ, указанных вабзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», осуществляется по основаниям, предусмотреннымстатьей 51Жилищного кодекса РФ, исходя из учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с законодательством РФ по месту прохождения военной службы.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 3 пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 29 мая 2014 года «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами Жилищного и Семейного кодексов Российской Федерации.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что совершеннолетние дети и внуки вселены С. и другими собственниками в жилое помещение в качестве членов семьи для постоянного проживания. Каких-либо соглашений об ограничении права пользования ими жилым помещением наравне с собственниками с вселенными лицами заключено не было.
Исходя из состава семьи С. в количестве 7 человек, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что уровень обеспеченности жилым помещением каждого проживающего в нем лица составляет менее учетной нормы, установленной Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 г. № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» в размере 9 кв. м. общей площади (54.5: 7=7.78).
Вместе с тем, это обстоятельство не является безусловным основанием для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.
Этот вывод вытекает из части 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, согласно которой при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Таким образом, вопрос о наличии либо отсутствии оснований для принятия С. на учет нуждающихся в жилых помещениях подлежал разрешению по результатам проверки жилищных условий всех членов ее семьи.
В целях проверки этих условий пункт 3 «Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями», утвержденных приказом ФСБ от 24 октября 2011 года № 590, предусматривает обязанность военнослужащего вместе с заявлением и иными документами представить в жилищную комиссию выписки из домовых книг, копии лицевых счетов с мест жительства всех членов своей семьи за последние пять лет до подачи заявления.
Поскольку С. не представила указанные документы в отношении пятерых членов своей семьи и тем самым не выполнила предписания пункта 3 Правил, жилищная комиссия правомерно отказала ей в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании пункта 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ.
Принимая во внимание, что оспариваемое решение уполномоченного органа было принято в соответствии с требованиями ЖК РФ и нормативного правового акта ФСБ РФ, у суда первой инстанции не имелось оснований для вывода о нарушении права С. на обеспечение жилым помещением. В связи с этим окружной военный суд отменил судебное постановление вследствие неправильного применения норм материального права и принял новое решение об отказе в удовлетворении иска.
[57]