ЗАДАТЬ ВОПРОС
Служебные жилые помещения предоставляются членам семьи военнослужащего лишь при документальном подтверждении факта совместного проживания.
    
Решением Псковского гарнизонного военного суда удовлетворено административное исковое заявление Б., в котором он просил признать незаконным и отменить решение ФГКУ «Западрегионжилье», связанное с исключением членов его семьи из списка на предоставление служебного жилого помещения, и обязать ответчика  восстановить их в указанных списках.
Ленинградский окружной военный суд отменил решение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела,  Б. относится к категории военнослужащих, подлежащих обеспечению служебным жильем на весь период прохождения военной  службы.
Решением ФГКУ «Западрегионжилье» Б. вместе с членами семьи  (он, жена и сын) включены в список на предоставление служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы в г. Пскове.
В сентябре 2017 года уполномоченный орган направил истцу   уведомление с предложением представить паспорт супруги с отметкой о регистрации по месту жительства, а также справку о регистрации по месту жительства  его сына.
Решение названного органа от  16 ноября 2017 года жена и сын Б. исключены из списка нуждающихся в служебном жилье в связи с тем, что представленные  документы не подтверждают совместное проживание военнослужащего и членов его семьи.
Признавая оспариваемое решение ФГКУ «Западрегионжилье» неправомерным, гарнизонный военный суд  указал, что факт совместного проживания Б. и членов его семьи  подтверждается свидетельствами о регистрации по месту пребывания Б. и Б., справками из Осташковской центральной районной больницы, согласно которой сын Б. снят с учета в связи с фактическим проживанием в г. Пскове, а также данными договора найма жилого помещения, в котором проживает семья административного истца.
Однако этот вывод сделан без учета нормативных правовых актов, регулирующих условия и порядок реализации жилищных прав членов семьи военнослужащих и определяющих место жительства и место пребывания граждан Российской Федерации.
Согласно свидетельствам о регистрации супруга административного истца Б. и его сын Б.  были зарегистрированы в г. Пскове по месту пребывания. При этом местом их постоянного жительства является жилое помещение в городе Осташков Тверской области.
Как видно из свидетельств  о регистрации жена и сын Б. зарегистрированы в г. Пскове по месту пребывания по адресу воинской части с 28 ноября 2017 года по 08 сентября 2020 года.
Таким образом, в период с 09 сентября по 28 ноября 2017 года они вовсе не имели регистрации в г. Пскове.
Данное обстоятельство имело существенное значение для дела.
В соответствии с пунктом  1 статьи  15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту  3 статьи 15 данного закона военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В соответствии с приведенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъяснениями,  при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жилым помещением, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса РФ и Семейного кодекса РФ.
Таким образом, жена и сын Б. в период  с 08 сентября по 28 ноября 2017 года совместно с административным истцом не проживали, а поэтому не могли быть отнесены  к членам семьи указанного военнослужащего, имеющим право на обеспечение служебным жилым помещением, поскольку их местом жительства является указанное выше жилое помещение в г. Осташкове, нанимателем которого является супруга военнослужащего.  
Указанный вывод следует из того, что в силу пункта 1 статьи 20 ГК РФ, частей 2 и 4 статьи 1  ЖК РФ, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», место жительства гражданина  подтверждается документами, удостоверяющими его соответствующую регистрацию в органах регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом   местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Порядок предоставления военнослужащим Министерства обороны  РФ служебных жилых помещений установлен Инструкцией о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом МО РФ от 30 сентября 2010 года № 1280.
В соответствии с  пунктом 2 Инструкции для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление по рекомендуемому образцу согласно приложению к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение организации) с приложением определенного Инструкцией перечня документов.
По делу установлено и не оспаривалось ответчиком, что Б. представил необходимые документы, в связи с чем в 2016 году был включен в список на предоставление служебного жилого помещения с составом семьи три человека.
Вместе с тем, поскольку регистрация супруги и сына Б. по месту пребывания окончилась 08 сентября 2017 года,  ФГКУ «Западрегионжилье» обоснованно предложило административному истцу представить документы, подтверждающие факт их проживания  совместно с военнослужащим.
Из материалов дела видно, что представленные Б.   документы не содержали сведений о регистрации членов его семьи   по месту жительства в населенном пункте, в котором он проходит военную службу, в связи с чем уполномоченный орган  пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для их нахождения в списке на предоставление служебного жилого помещения в г. Пскове.
При таких данных оспариваемое решение ФГКУ «Западрегионжилье» является правомерным.
Вопреки выводу суда первой инстанции, договор найма жилого помещения от 27 мая 2017 года, где поименованы все члены семьи истца, а также  справки из медицинских учреждений не свидетельствуют о совместном проживании истца и членов его семьи и на законность оспариваемого решения не влияет.
Поскольку решение гарнизонного военного суда основано на неправильном применении норм материального права, а приведенные в судебном постановлении выводы  не соответствуют обстоятельствам дела, окружной военный суд отменил решение и принял новое решение об удовлетворении иска.
[59]

В разделе сайта "Судебная практика" находятся сотни ответов на вопросы по различным темам.

Также Вы можете получить индивидуальную консультацию.

ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ