В каких случаях военнослужащий не имеет права на повторное обеспечение жилым помещением за счет военного ведомства?

Военнослужащий, который реализовал право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», и не может представить документы о его освобождении, право на повторное обеспечение жилым помещением за счет военного ведомства не имеет.
К. в 2007 г. на состав семьи из трех человек за счет военного ведомства был обеспечен по норме жилым помещением по договору социального найма. В 2009 г. К. расторг брак, а в 2012 г. с его согласия квартира была приватизирована его бывшей супругой и их сыном в равных долях.
В связи с увольнением по истечении срока контракта заявитель, имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, обратился к начальнику ФГКУ «Югрегионжилье» с просьбой о принятии его с новой семьей на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма по месту прохождения службы. Решением указанного должностного лица в этой просьбе заявителю было отказано на том основании, что он утратил возможность сдать ранее предоставленное ему военным ведомством жилое помещение.
Решением ГВС в удовлетворении заявления К., оспорившего названное решение начальника ФГКУ «Югрегионжилье», отказано. Оставляя без изменения решение суда, судебная коллегия признала обоснованным вывод суда о том, что, давая согласие на приватизацию жилого помещения бывшими членами семьи, заявитель тем самым добровольно распорядился предоставленным ему от военного ведомства жилым помещением. То обстоятельство, что К. сохранил право пользования указанным жилым помещением, на правильность этого вывода не влияет, поскольку заявитель утратил возможность сдать эту квартиру.
Вопрос о сдаче предоставленного жилого помещения разрешается при предоставлении жилья. Вместе с тем при принятии на жилищный учет следует исходить из реальной возможности военнослужащего сдать ранее предоставленное жилое помещение, иначе нахождение его на жилищном учете будет неоправданным.
Пунктом 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. № 13 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
В силу изложенного повторное обеспечение заявителя жилым помещением по договору социального найма возможно только органами местного самоуправления в общем порядке, а не ФГКУ «Югрегионжилье» в порядке, предусмотренном положениями Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Права членов семьи военнослужащего являются производными от прав самого военнослужащего, поэтому вопросы обеспечения членов новой семьи К. жилым помещением по договору социального найма разрешению ФГКУ «Югрегионжилье» также не подлежат.
(Аналогичная правовая позиция высказана Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда РФ в кассационном определении от 20 августа 2015 г. № 204-КГ15-10 по заявлению Юрпалова А.В.).
<25>