ЗАДАТЬ ВОПРОС
Решением гарнизонного военного суда, оставленным в силе апелляционным определением Западно-Сибирского окружного военного суда, отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего О., который просил признать незаконным решение начальника 2 отдела Федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» об отказе в принятии заявителя на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В обоснование принятого решения руководителем жилищного органа приведена норма п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, – представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом сделана ссылка на обстоятельства, связанные с предоставлением О. в 2007 году органом местного самоуправления земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории города ***.
Как следует из материалов дела, О. в порядке реализации социальной гарантии, предусмотренной для ветеранов боевых действий, на основании распоряжения Мэрии города *** от 17 августа 2007 г. предоставлен в собственность земельный участок для строительства и дальнейшей эксплуатации индивидуального жилого дома, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 14 декабря указанного года произведена соответствующая регистрационная запись. Такому решению органа местного самоуправления предшествовало  обращение административного истца от 14 мая 2007 г., в котором последний свою просьбу о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство обосновал необходимостью срочного улучшения жилищных условий его семьи.
Соответственно, правоотношения, связанные с получением О. земельного участка от органа местного самоуправления, возникли после установления законодателем в связи с принятием ЖК РФ начиная с 1 января 2005 г. и действующего в настоящее время порядка реализации права граждан на жилище.
Установленный для военнослужащих особый порядок реализации права на жилище предполагает применение в отношении этой категории лиц общих правил предоставления жилых помещений, поскольку иное не вытекает из специального законодательства (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).
Данные правила, как это следует из содержания норм главы 7 ЖК РФ, исключают нахождение гражданина на жилищном учёте, если имеются обстоятельства, свидетельствующие о фактическом использовании лицом каких-либо из социальных гарантий, установленных в жилищной сфере.
Одной из подобных гарантий, предусмотренной для нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан Российской Федерации, включая военнослужащих и членов их семей, является выделение гражданам, по их желанию, органом государственной власти или органом местного самоуправления земельных участков для строительства жилых домов. В качестве специальной нормы указанное положение закреплено в абз. 15 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Именно такое понимание и толкование норм закона согласуется с приведёнными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъяснениями о том, что при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильём регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами ЖК РФ, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ предусматривается отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, если в уполномоченный орган представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, состоящему в системной взаимосвязи с чч. 1 и 2 ст. 6 того же Кодекса, граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилом помещении в случае получения ими после 1 марта 2005 г. в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях от 16 июля 2013 г. № 1191-О и от 20 ноября 2014 г. № 2599-О, разрешение вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам гарантий в жилищной сфере, относится к прерогативе законодателя, который, располагая достаточно широкой дискрецией в данной сфере правового регулирования, вправе предусмотреть в качестве такой гарантии возможность выделения гражданам по их желанию бесплатно земельных участков для строительства жилых домов. С учётом того, что право выбора конкретной жилищной гарантии принадлежит самому гражданину, это не может рассматриваться в качестве нарушения его конституционных прав.
Таким образом, предоставление О. земельного участка для строительства индивидуального жилого дома свидетельствует об избрании им самим соответствующей формы жилищного обеспечения и фактической реализации социальной гарантии из числа тех, установленных в жилищной сфере для военнослужащих, которые могут быть реализованы однократно. В последующем О. совершил отчуждение предоставленного ему земельного участка посредством заключения в 2008 году договора купли-продажи, что, в свою очередь, исключило возможность постановки вопроса о его сдаче в целях изменения административным истцом формы реализации своих жилищных прав.
При этом наличие у О. статуса ветерана боевых действий, которое региональным законодателем определено в качестве одного из оснований для предоставления земельного участка от органа местного самоуправления, исключений из установленного в п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ общего правила не предполагает.
89

Вы можете купить квартиру в Краснодаре






ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО

  • краткую юридическую консультацию военного юриста
  • консультацию о квартирах в новостройках Краснодара, которые можно купить по программе "Военная ипотека"
ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ