Обязательно ли совместное проживание с военнослужащим для обеспечения жилым помещением членов его семьи?

Совместное проживание с военнослужащим является обязательным условием для обеспечения жилым помещением членов его семьи.
Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд удовлетворил административный иск К. о признании незаконным решения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» (далее –ФГКУ «Западрегионжилье») в части отказа во включении сведений о членах его семьи (супруги и двух сыновей) в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в избранном месте жительства в Москве, обязал ответчика отменить данное решение и повторно рассмотреть заявление истца по существу.
К данному выводу суд пришел на том основании, что все члены семьи К., временно зарегистрированы по юридическому адресу воинской части, в соответствии с заключенным с ФГКУ «Западрегионжилье» договором найма проживают в общежитии, а поэтому имеют право на обеспечение жильем совместно с истцом.
Однако этот вывод сделан судом без учета требований, предъявляемых законодательством к порядку постановки военнослужащих и совместно проживающих членов семьи на жилищный учет, установленному «Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года №512.
В соответствии с пунктом 3 этих Правил для постановки на жилищный учет военнослужащий вместе с заявлением обязан представить в жилищный орган соответствующие документы, в том числе, копии свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста, и паспортов всех членов семьи, содержащие сведения об их регистрации по месту жительства, а также выписки из домовых книг (копии финансовых лицевых счетов) с мест жительства за последние 5 лет.
Обязательность представления таких документов обусловлена необходимостью установления их места жительства и жилищных условий с учетом требований статьи 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 декабря 2013 года №376-ФЗ), в соответствии с которой под местом жительства понимается жилое помещение, где гражданин постоянно или преимущественно проживает на законных основаниях и зарегистрирован по месту жительства.
Согласно статье 5 «Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма», утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, в случае ненадлежащего представления военнослужащим документов уполномоченный орган приостанавливает рассмотрение заявления о принятии на жилищный учет и направляет соответствующее уведомление. В случае непредставления военнослужащим в установленный срок недостающих документов выносится решение об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Судом достоверно установлено, что К., имеющий законное право на обеспечение жилым помещением в избранном месте жительства, в заявлении просил включить в соответствующий реестр супругу и двух сыновей в целях получения жилого помещения на весь состав семьи.
Тем не менее, несмотря на уведомление ФГКУ «Западрегионжилье» о приостановлении рассмотрения заявления, он не исполнил обязанность по представлению сведений о регистрации несовершеннолетних детей по месту жительства, на что прямо указано в оспариваемом решении. Какие-либо сведения о месте проживания и жилищных условиях его старшего сына до 2014 года также отсутствуют.
Кроме того, согласно выписке из домовой книги и объяснениям самого К. его супруга зарегистрирована по месту жительства и постоянно проживает в жилом доме общей площадью 70,30 кв.м. в Липецкой области, принадлежащем родителям административного истца. Исходя из предписаний статьи 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 декабря 2013 года №376-ФЗ), сохранение постоянной регистрации свидетельствует об её свободном волеизъявлении при выборе места жительства, что сопряжено с сохранением права пользования этим жилым помещением.
Указанные выводы согласуются с тем обстоятельством, что супруга и дети истца не указаны в договоре найма комнаты в общежитии в качестве совместно проживающих с ним членов семьи.
Вопреки выводам суда первой инстанции, представленные в ФГКУ «Западрегионжилье» документы, в том числе о регистрации членов семьи административного истца по месту пребывания по адресу воинской части на ограниченный срок, свидетельствуют лишь об их временном пребывании в Санкт-Петербурге, и не подтверждают факт совместного с военнослужащим проживания, что в силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма в избранном месте жительства военнослужащему с учетом членов его семьи.
При таких обстоятельствах ФГКУ «Западрегионжилье» обоснованно отказало истцу во включении сведений о членах его семьи в единый реестр военнослужащих, принятых на жилищный учет.
Так как суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и неверно определил юридически значимые обстоятельства, в связи с чем пришел к выводам, не соответствующим обстоятельствам дела, Ленинградский окружной военный суд отменил решение и принял по делу новое решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
[57]