ЗАДАТЬ ВОПРОС
Сержант П. с 16 декабря 2014 года проходит военную службу по контракту в воинских частях, дислоцированных в городе Чите.
В период с 5 октября 2012 года по 23 декабря 2015 года он состоял в браке с гражданкой Куликовой, которая является нанимателем жилого помещения по договору социального найма в этом же городе.
Во время брака П. проживал в указанном жилом помещении в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения и был зарегистрирован в нём с 5 июля 2013 года по 15 июля 2016 года. Свой выезд из этого жилого помещения и снятие с регистрационного учёта П. объяснил расторжением брака и невозможностью в этой связи его дальнейшего проживания с бывшей супругой в данной квартире. 8 декабря 2016 года он зарегистрирован при воинской части в городе Чите.
По решению начальника 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжильё» МО РФ от 9 марта 2017 года П. включён в список военнослужащих, подлежащих обеспечению служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы в городе Чите.
Решением этого же должностного лица от 26 марта 2018 года административный истец в связи с выявлением в представленных им документах сведений, не соответствующих действительности, которые послужили основанием для включения его в список военнослужащих, подлежащих обеспечению служебным жилым помещением, был исключен из названного списка.
Считая свои права нарушенными, П. обратился в суд с соответствующим административным исковым заявлением, в котором оспорил указанные действия должностного лица, просил суд признать их незаконными и обязать должностное лицо восстановить его в списке на предоставление служебных жилых помещений.
Решением Читинского гарнизонного военного суда от 10 июля 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
Окружной военный суд апелляционным определением от 20 сентября 2018 года данное решение суда отменил, удовлетворив административный иск, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым в силу п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ отнесены служебные жилые помещения, предоставляются по установленным данным Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населённом пункте.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трёхмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичное положение содержится и в п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений (приложение № 2 к приказу Министра обороны РФ от                     30 сентября 2010 года № 1280, далее – Инструкция).
Таким образом, условием для предоставления военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей служебных жилых помещений является их необеспеченность жилыми помещениями, то есть отсутствие у них в собственности, в том числе ранее, и в пользовании других жилых помещений в соответствующем населённом пункте.
Как следует из материалов дела, П., не имевший ранее и не имеющий в собственности и пользовании жилых помещений в городе Чите, 9 марта 2017 года включён в список военнослужащих, подлежащих обеспечению служебным жилым помещением.
При изложенных обстоятельствах оснований для исключения П. из списка военнослужащих на предоставление служебных жилых помещений  у жилищного органа не было.
Что же касается обеспеченности П. в период брака по месту службы в городе Чите жилым помещением, нанимателем которого по договору социального найма являлась его бывшая супруга, то он утратил право пользования этим жилым помещением 15 июля 2016 года, снявшись с регистрационного учёта по адресу вышеуказанной квартиры.
Выводы гарнизонного военного суда об обратном не основаны на перечисленных выше нормах материального права.
При этом положения ст. 53 ЖК РФ для разрешения вопросов предоставления служебных жилых помещений не применяются.
Аналогичная ошибка была допущена Улан-Удэнским гарнизонным военным судом при рассмотрении административного дела по административному исковому заявлению ефрейтора Аксеновой (решение от 11 сентября 2018 года, апелляционное определение от 18 декабря 2018 года). По данному делу жилищный орган исключил Аксенову из списка на предоставление служебных жилых помещений лишь на том основании, что она в период с 21 октября 2005 года по 27 октября 2015 года была зарегистрирована в доме, принадлежащем на праве собственности её отцу, и в этой связи, по мнению жилищного органа и суда первой инстанции, не утратила право пользования этим жилым помещением. Суд апелляционной инстанции отменил решение гарнизонного военного суда и принял новое решение об удовлетворении административного иска, поскольку у Аксёновой по месту службы в собственности, в том числе ранее, и в пользовании не было жилого помещения.
79

Вы можете купить квартиру в Краснодаре






ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО

  • краткую юридическую консультацию военного юриста
  • консультацию о квартирах в новостройках Краснодара, которые можно купить по программе "Военная ипотека"
ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ