Может ли обеспеченность военнослужащего и членов его семьи жилым помещением для постоянного проживания ниже учетной нормы являться основанием для включения их в список на предоставление служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы?

Обеспеченность военнослужащего и членов его семьи жилым помещением для постоянного проживания ниже учетной нормы, в том числе в близлежащем к месту прохождения военной службы населенном пункте, не может являться основанием для включения их в список на предоставление служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы.

000, заключившему первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г. и проходящему её в г. 000, решением 1 отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – 1 отдел) от 04 мая 2017 г. отказано во включении в список на предоставление служебных жилых помещений на семью из 3 человек (он, супруга и сын) со ссылкой на то, что административному истцу на праве общей долевой собственности принадлежит 1/4 доля в праве на жилое помещение, находящееся в г.000 Московской области, общей площадью 49,70 кв.м.
Считая незаконным решение от 04 мая 2017 г., 000 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил возложить на начальника 1 отдела обязанность повторно рассмотреть вопрос о включении его с членами семьи в список на предоставление служебных жилых помещений.
Московский гарнизонный военный суд административный иск удовлетворил, применив положения ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и ч. 2 ст. 99 ЖК РФ со ссылкой на то, что 000 не обеспечен по месту прохождения военной службы жильём, а в жилом помещении, принадлежащем ему на праве общей долевой собственности в г. 000, на него с членами его семьи, с учётом 4 граждан, постоянно зарегистрированных и проживающих в нём, приходится менее учётной нормы 10 кв. м., установленной как в этом населённом пункте, так и в г. 000.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, суд второй инстанции обосновал его следующим.
Действительно в силу ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения, в том числе и служебные, предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Однако в силу абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство взяло на себя обязательства по предоставлению военнослужащим и членам их семей служебных жилых помещений, находящихся в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии такой возможности – в других близлежащих населенных пунктах.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством по настоящему административному делу являлось установление факта наличия либо отсутствия у 000а жилого помещения, находящегося по месту прохождения им военной службу или в близлежащем к нему населённом пункте.
Поскольку по делу установлено, что у административного истца в близлежащем от места его военной службы населённом пункте имеется жилое помещение, он не является лицом, которое имеет право на служебное жильё.
При этом, вопреки ошибочному выводу суда первой инстанции, обеспеченность 000 на его семью из 3 человек жилым помещением в г. 000 менее учётной нормы не свидетельствует о наличии у него права на обеспечение служебным жильем, так как согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы является основанием для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, но не в служебных жилых помещениях.
<60>