ЗАДАТЬ ВОПРОС
Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г., то есть до введения в действие Жилищного кодекса РФ, не могут быть с него сняты в случае, если основания, которые до указанной даты давали им право на получение жилых помещений, не отпали.
Ч., состоявший на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания с 7 февраля 2005 г. с составом семьи три человека, в декабре 2006 года приобрел в собственность по договору дарения квартиру в г. Ч. Самарской области, общей площадью 30,4 кв.м. и жилой - 16,9 кв.м., а 14 января 2011 года он эту квартиру продал.
Решением от 10 мая 2016 г. врио руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (далее – Департамент) внес изменения в учетные данные Ч., изменив дату признания его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания, на 14 января 2016 г.
Основанием для принятия такого решения послужил факт нахождения в собственности Ч. вышеуказанного жилого помещения в период с 26 декабря 2006 г. по 14 января 2011 г. Посчитав, что в указанный период Ч. был обеспечен жилым помещением по нормам, установленным законодательством по месту нахождения его на жилищном учете (г. Ч.), указанное должностное лицо пришло к выводу, что Ч. имеет право состоять на жилищном учете с 14 января 2016 г., то есть со времени истечения, предусмотренного статьей 53 Жилищного кодекса РФ, пятилетнего срока со дня ухудшения им своих жилищных условий, выразившегося в отчуждении квартиры.
Полагая, что этим решением нарушены его права, Ч. обратился в Московский гарнизонный военный суд с административным иском и просил признать данное решение незаконным, возложив на Департамент обязанность по его отмене, однако в удовлетворении административного иска ему было отказано.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения истца и членов его семьи (жены и ребенка) после приобретения в декабре 2006 г. указанной квартиры превышал учетную норму площади жилого помещения, установленную в городе Ч., то есть по месту нахождения Ч. на жилищном учете, которая составляет 10 кв. м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Кроме того, суд применил к спорным правоотношениям положения ст. 53 Жилищного кодекса РФ и пришел к выводу, что Ч. и члены его семьи не имели права находиться на жилищном учете ранее истечения пятилетнего срока со дня ухудшения своих жилищных условий, выразившегося в отчуждении квартиры 14 января 2011 г.
Однако выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, в связи с чем принятое им решение отменено в апелляционном порядке, а требования Ч. удовлетворены по следующим основаниям.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - ФЗ) граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Длящиеся жилищные отношения в части тех прав и обязанностей, которые возникли до вступления в силу Жилищного кодекса РФ, в силу статьи 5 ФЗ регулируются ранее действовавшими нормативными правовыми актами, поэтому при исследовании обоснованности нахождения административного истца на жилищном учете подлежит применению и жилищное законодательство РСФСР.
Таким образом и поскольку административный истец был принят на жилищный учет 7 февраля 2005 г., то есть до введения в действие Жилищного кодекса РФ, к спорным правоотношениям подлежали применению нормы права, действовавшие на дату принятия такого решения.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 20 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. № 335 и действовавших на дату принятия Ч. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предназначенных для постоянного проживания, было установлено, что граждане снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения.
Следовательно, к спорным правоотношениям должна применяться не учетная норма, действующая в настоящее время в г. Ч., как это указал врио руководителя Департамента в решении от 10 мая 2016 г. и суд первой инстанции, а норма предоставления площади жилого помещения, установленная органом местного самоуправления по месту нахождения Ч. на жилищном учете на момент принятия его на данный учет.
Истец, как следует из материалов дела, состоял на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений в Московской области (г. Б.).
На дату принятия его на жилищный учет в 2005 г. действовал пункт 5 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области, утвержденных постановлением Правительства Московской области от 5 февраля 2004 г. № 51/46, согласно которому норма предоставления жилого помещения составляла от 9 до 12 кв. метров жилой площади на одного человека.
Таким образом, на семью Ч., состоящую из трех человек, норма предоставления жилого помещения составляла не менее 27 кв. м. жилой площади, а жилая площадь квартира, которая находилась у него в собственности с 2006 по 2011 г. составляла 16,9 кв. м., то есть менее указанной нормы предоставления жилого помещения.
При таких обстоятельствах после приобретения истцом квартиры основания для снятия его с жилищного учета отсутствовали, в связи с чем не имелось и оснований для применения жилищным органом положений ст. 53 Жилищного кодекса РФ и изменения даты принятия Ч. на учет нуждающихся в жилых помещениях.
<62>

  • Проконсультируем по вопросам службы и жилья. 
  • Поможем купить квартиру по военной ипотеке. 

Пользоваться нашими услугами удобно и выгодно.

ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ