Кто выбирает порядок обеспечения жилым помещением при увольнении с военной службы?

Право выбора порядка обеспечения жилым помещением при увольнении с военной службы принадлежит самому военнослужащему, а не командованию.    
Х., обеспечиваемый на весь период службы служебным жилым помещением, перед увольнением с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями изъявил желание быть обеспеченным в избранном месте жительства жилым помещением в собственность бесплатно.
Поскольку заявитель отказался вселяться в жилое помещение, предоставляемое ему по договору социального найма, приказом командующего войсками Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России заявитель досрочно уволен с военной службы по упомянутому основанию, а приказом командира воинской части от исключен из списков личного состава.
Решением гарнизонного военного суда действия командования, связанные с порядком увольнения заявителя с военной службы и исключения из списков личного состава, признаны законными.
В апелляционном порядке решение суда отменено по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, заявитель относится к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, от заключения договора социального найма, а также вселения на этих условиях в распределенное ему жилое помещение, отказался. Проживает на условиях найма в ином жилом помещении.
Согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512 утверждены Правила предоставления военнослужащим-гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно.
Согласно этим Правилам жилые помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства предоставляются вышеперечисленным категориям военнослужащих на основании решений федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В пунктах 3 и 4 тех же Правил установлено, что на жилые помещения до их передачи в собственность бесплатно должно быть оформлено в установленном порядке право собственности Российской Федерации. Федеральными органами принимаются решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства, выписка из которых по форме согласно приложению выдается (направляется) военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы) или членам их семей, в порядке, устанавливаемом федеральными органами.
Заявитель относится к вышеназванной категории военнослужащих, а поэтому имеет право на получение в указанном порядке жилого помещения в собственность бесплатно.
При этом, вопреки выводам суда первой инстанции, право выбора порядка обеспечения жилым помещением при увольнении с военной службы принадлежит самому военнослужащему, а не командованию.
Следовательно, действия командования по предоставлению заявителю, вопреки его выбору, жилого помещения на иных условиях, а именно по договору социального найма, не являются действиями, направленными на обеспечение жилым помещением увольняемого с военной службы военнослужащего.
Отсутствие ведомственного приказа, регулирующего порядок передачи военнослужащим, увольняемым с военной службы по льготным основаниям, жилых помещений в собственность бесплатно, не может являться основанием для ущемления установленных федеральным законом прав.
Согласно ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами, без их согласия не могут быть уволены с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Поскольку заявитель своего согласия на увольнение с военной службы до предоставления ему жилого помещения в собственность бесплатно не давал, жилым помещением не обеспечен, проживает на условиях найма, судебная коллегия пришла к выводу о том, что для восстановления нарушенных прав Х. необходимо восстановить на военной службе и в списках личного состава воинской части.
<19>