Какие действия военнослужащего при расторжении брака могут свидетельствовать о намеренном ухудшении жилищных условий?

Действия военнослужащего, не принявшего при расторжении брака мер для выделения супружеской доли жилого помещения, свидетельствуют о намеренном ухудшении жилищных условий.
В связи с предстоящим увольнением с военной службы по возрасту Е., проходящий военную службу по контракту и имеющий общую продолжительность военной службы более 10 лет, обратился к начальнику ФГКУ «Югрегионжилье» с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в избранном постоянном месте жительства.
Решением указанного должностного лица заявителю отказано в принятии на жилищный учет на том основании, что не истек пятилетний срок со дня совершения им действий по намеренному ухудшению жилищных условий.
Е. оспорил в судебном порядке данный отказ.
Решением ГВС, оставленным в апелляционном порядке без изменения, в удовлетворении заявления отказано.
При этом судом установлено, что в 2005 г. во время брака женой заявителя с согласия Е. по месту прохождения им военной службы приобретен жилой дом общей площадью, превышающей учетную норму. В 2013 г. Е. снялся с регистрационного учета по адресу указанного домовладения, а в 2014 г. брак между супругами на основании судебного решения был расторгнут, при этом мер для выделения супружеской доли указанного жилого помещения заявитель не принял, оставив домовладение бывшей супруге. При этом добровольный отказ заявителя от жилищных прав в отношении указанного домовладения правомерно расценен судом в качестве действий по намеренному ухудшению жилищных условий.
Согласно ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Пунктом 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. № 1280, установлено, что военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе в связи с расторжением брака.
Приобретенное женой заявителя домовладение на основании п. 1 ст. 34 СК РФ являлось их совместной собственностью.
Поскольку на момент рассмотрения жилищным органом вопроса о принятии заявителя на жилищный учет срок, установленный ст. 53 ЖК РФ, не истек, суд, применительно к требованиям п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, пришел к правильному выводу о правомерности оспариваемого решения начальника ФГКУ «Югрегионжилье».
<25>