Имеют ли право военнослужащий и члены его семьи, решившие при увольнении с военной службы изменить место жительства состоять на жилищном учете для получения жилого помещения в ином регионе?

Военнослужащий и члены его семьи, решившие при увольнении с военной службы изменить место жительства, вправе состоять на жилищном учете для получения жилого помещения в ином регионе, являясь при этом нанимателями жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным нормам.
В июне 2013 г. решением Центральной жилищной комиссии ФСО России В., проходящему военную службу в городе К., имеющему общую продолжительность военной службы более 20 лет и подлежащему увольнению с военной службы по возрасту в мае 2014 г., отказано в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении по избранному после увольнения месту жительства в городе М. на том основании, что он обеспечен жилым помещением выше учетной нормы в городе К. М. области.
Решением гарнизонного военного суда названное решение признано незаконным. Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, судебная коллегия указала следующее.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласно подп. «и» п.7 раздела II Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054, избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Ссылка представителя Центральной жилищной комиссии ФСО России на то, что в ст. 51 ЖК РФ отсутствуют основания для принятия при увольнении с военной службы на жилищный учет военнослужащих, обеспеченных социальным жильем, для предоставления им жилого помещения в избранном постоянном месте жительства, отличном от месторасположения этого жилья, является необоснованной. В силу ч.3 ст. 49 ЖК РФ признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях производится не только по основаниям, установленным настоящим Кодексом, но и по основаниям, установленным Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
Таким образом, законодательство Российской Федерации не исключает возможность обеспечения военнослужащего жильем сначала на общих основаниях, а затем в целях последующего увольнения и с учетом выраженного им желания - по избранному им месту постоянного жительства. Препятствий для сдачи предоставленного В. в период прохождения им военной службы в Вооруженных Силах РФ жилого помещения в М. области не имеется. В связи с этим регистрация В., а также членов его семьи по указанному адресу не препятствует принятию их на учет нуждающихся в жилом помещении по избранному после увольнения месту жительства в городе М.
<20>