ЗАДАТЬ ВОПРОС
Решением начальника жилищного органа от 19 апреля 2016 года военнослужащему Д. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают право состоять на данном учете.
Рассмотрев административный иск Д., гарнизонный военный суд признал незаконным решение начальника жилищного органа, возложив на указанное должностное лицо обязанность отменить данное решение и повторно рассмотреть представленные Д. документы.
При этом суд указал, что Д. были предоставлены все документы, необходимые для рассмотрения вопроса о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, и требовать от него предоставление справки о сдаче ранее предоставленного жилого помещения административный ответчик не имел права.
Данное суждение окружной военный суд признал ошибочным.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 14 этой же статьи определены специальные условия для однократной реализации указанного права военнослужащими, не обеспеченными жилыми помещениями ко времени увольнения с военной службы. Для его реализации на военнослужащего возлагается обязанность предоставить документы о сдаче жилого помещения Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учёта по прежнему месту жительства.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 52 Жилищного кодекса  Российской Федерации при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, подтверждающие право состоять на учете.
В силу пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса  Российской Федерации в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, допускается отказ в принятии граждан на данный учет.
Пунктом 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 № 1280 (далее – Инструкция), определен перечень документов, который должен предоставить военнослужащий при подаче в уполномоченный жилищный орган заявления о признании его нуждающимся в получении жилого помещения. Подпунктом "и"данного пункта предусмотрено предоставление военнослужащим сведений о наличии (отсутствии) у него жилых помещений по договорам социального найма.
Пунктами 17 и 18 Инструкции установлено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается соответствующая справка.
Приведённые требования основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Законом (см. определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2014 года № 2486-О, от 29 января 2015 года № 116-О, от 23 апреля 2015 года № 770-О и др.)
Таким образом, государство несёт перед военнослужащими обязанность по безвозмездному предоставлению жилой площади с соблюдением требований, предусмотренных законодательством, только один раз за всё время военной службы. Поэтому в случае, когда военнослужащий ранее обеспечивался жильём за счёт государства по установленным нормам, повторное распределение ему жилого помещения в порядке, определяемом статьёй 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", исключается.
Судом по делу установлено, что в период прохождения военной службы на основании договора социального найма от 31 мая 2006 года Д. на состав семьи 4 человека (он, супруга и два сына) было предоставлено жилое помещение по установленным нормам в г.***.
До расторжения брака Д. добровольно выехал из данной квартиры и 9 февраля 2012 года снялся с регистрационного учета. Его бывшая супруга в 2013 году в судебном порядке приватизировала данную квартиру в равных долях на себя и двух своих сыновей.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 "О практике применениями законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть, по решению органа самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Министерством обороны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах окружной военный суд пришел к выводу о том, что Д. по линии Министерства обороны Российской Федерации был обеспечен жилым помещением по установленным нормам и в предусмотренном законом порядке его не сдал, фактически распорядившись им по своему усмотрению, оставив квартиру своей бывшей жене и сыновьям, поэтому претендовать на получение жилого помещения в качестве военнослужащего во второй раз административный истец не имеет права.
На основании изложенного окружной военный суд отменил решение суда первой инстанции и принял новое, которым отказал в удовлетворении административного иска.
88

Вы можете купить квартиру в Краснодаре






ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО

  • краткую юридическую консультацию военного юриста
  • консультацию о квартирах в новостройках Краснодара, которые можно купить по программе "Военная ипотека"
ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ